И снова об Иуде предателе

«Не потому поползнулся Иуда на предательство, что Господь предсказал злое его произволение. Но поскольку злочестивец сей страдал злоумышлением, то Господь, видя тайные движения его сердца, предрек будущее, как настоящее».

Преподобный Исидор Пелусиот

D:\картинки\картин\предпт.jpg

Главным событием Страстной Среды является предательство Господа Иисуса Христа одним из Его ближайших учеников, Иудой Искариотом. Из Евангелия известно, что имя Иуда носили сразу несколько учеников Спасителя. Но в нашем сознании это имя прочно связано с одним человеком – предателем Спасителя.

Нередко можно встретить мысль о том, что Иуда явился лишь «жертвой» Промысла Божия или орудием в руках Божиих, поскольку нужен был человек, через предательство которого произошло бы и убийство Христа, и искупление грехов всего человеческого рода. Но это далеко не так, поскольку фарисеи и книжники искали способ убить Господа и рано или поздно нашли бы его.

Первосвященникам, замыслившим убийство Спасителя, Иуда подвернулся очень вовремя, но они могли бы обойтись и без его услуг: например, могли бы нанять кого-нибудь, выследить Иисуса и в удобный момент схватить. Иуда же всего лишь подсказал им удобное место и время, чтобы, как они и хотели, взять Учителя тайно, без огласки.

Но что же послужило причиной предательства?

Во-первых, разочарование, поскольку «не от мира сего» было Царство, о котором говорил Христос. Как и многие в то время, Иуда полагал, что Мессия собирается свергнуть римское иго и править народом Израиля. Возможно, именно поэтому он следовал за Иисусом, также надеясь извлечь выгоду от общения с Ним, как с новым царствующим политическим лидером. Со временем Иуда понял, что не восстание против Рима, не земное царство являются целью Иисуса Христа. Таким образом, Иуда, возможно, стал предполагать, как и фарисеи, что поскольку Христос не свергнет римлян, то Он и не тот Мессия, которого они ожидают.

Во-вторых, сребролюбие, которое святые отцы называют «корнем всех зол». Иуда был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12:6). Носил, время от времени запуская туда руку. Библеисты также отмечают, что в отличие от других учеников, которые называли Иисуса Христа «Господом», Иуда никогда не использовал это имя, вместо этого называя Его «равви» (учитель).

Может ли это как-то объяснить его поступок? На первый взгляд, нет. Не на тридцать же сребреников всё-таки польстился Иуда. Но с другой стороны… Человек, в котором живет страсть, не может чувствовать себя спокойно в присутствии Господа. Видя красоту и достоинство Христа, Иуда наверняка остро переживал свое собственное не достоинство. Раньше или позже, но его разрыв со Христом был неминуем. И он произошел во время Тайной Вечери, когда бывший ученик встал и ушел.

У Иуды оставался выбор до того самого момента, когда с причастием «вошел в него сатана» (Ин. 13:27). Спаситель говорит: «Горе тому человеку, который предаст Сына человеческого. Лучше бы не родиться вовсе тому человеку!» (Мк. 14:21). Неоднократно Господь давал Иуде понять, что его намерения для Него открыты. Он же ясно сказал апостолам: «Один из вас предаст Меня» (Мф. 26:21). Тогда Иуда мог остановиться. Но, покинув Тайную Вечерю, он сделал свой выбор.

Но даже тогда покаяться было не поздно. Иуда раскаялся: узнав, что Учитель осужден на смерть, он вернулся к первосвященникам и швырнул деньги оземь со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:4). Но следующий его шаг был трагичен. Иуда бежал вон из города и свел счеты с жизнью… Он раскаялся в содеянном, но не покаялся перед Господом, Который бы, по великой милости Своей и милосердию Своему, простил бы Иуду. И Иуда, прощенный Господом, но обличаемый собственной совестью, как Петр, мог бы всею своею жизнью свидетельствовать покаяние, разделяя с апостолами радость благовествования о Христе и мог бы сподобиться мученической кончины, произнеся вслед за Павлом «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:21). Но не такую смерть уготовал себе Иуда.

Святитель Иоанн Златоуст подчёркивает, что Спаситель делал все до последнего момента для того, чтобы Иуда не совершил предательства: «Даже и на вечери не переставал заботиться о нем, увещевать его, угрожать ему, соболезновать о нем, не открыто и явно, но сокровенно». Христос как бы тянул к нему руку помощи, но Иуда не протянул руки в ответ. Смятенной и унылой ушла в вечность его душа. Душа человека, предавшего Бога.


Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

15 апр. 2020