«Хлеб на стол так и стол престол; а хлеба ни куска – и стол доска»Русская пословицаИзображение: https://lh5.googleusercontent.com/OayhX929dHtSH6wFbkjYwbQUVhzH07lv6OYYhERIZhTjlkkMbdu9cgZAfAwWDXZuueviXNZbMoXSuuUPdr5T-7Dfw3s2B___0A5LJ2XugHP7cXqKyX0UYR00XcWuE99oBxjeu8XCYh3cnQtEХлеб стал метафорой жизни и остается сакральной святыней и по сей день для большинства людей, независимо от того, о ком идет речь: истовый христианин, советский послевоенный человек или тот, кто просто знает, что значит «недоедать». Мы слышим от своих родственников, учим своих детей, что «хлеб – это святое». Такой простой элемент нашей жизни намного сложнее, чем о нем принято думать и когда мы выбрасываем подсохшую горбушку, как само собой разумеющееся, то совершенно забываем, что хлеб – это символ Христа.В представлении наших предков хлеб являлся царем стола, его краеугольным камнем и материальным воплощением благодати Божией. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где его не выпекали, лишенным внимания Творца. Такое отношение к хлебу на Руси обусловлено исторически: голод от неурожаев, социальные потрясения. Прежде чем выпекать хлеб, хозяйка обычно молилась, крестила муку и квашню, а перед нарезанием трижды «закрещивала» его ножом. Хлеб нельзя было класть на стол без скатерти, перевернутым на верхнюю корку, оставлять надкусанный кусок, а чтобы выбросить и речи не шло, ведь это непростительный грех, после которого могла пойти вся жизнь наперекосяк. Первый черный хлеб из ржаной муки появился на Руси в 12 веке. Произошло это при необычных обстоятельствах. На русских полях рожь проросла среди посевов пшеницы как обыкновенный сорняк. Очень быстро крестьяне поняли, что этот злак отлично выдерживает холода и непогоду. Когда погибал урожай пшеницы, рожь спасала земледельцев от голода. Именно в России ржаной хлеб стал настоящим брендом страны. В конце 18 века европейцы, приезжавшие в Россию и привыкшие к пшеничному хлебу, уверяли, что русские ели бородинский так, будто это «превосходнейшая халва», в то время как по вкусу и запаху он напоминал уксус. Мы конечно, не знаем вкуса того «черненького», но в 19 веке рецептура поменялась, и бородинский стал менее кислым. Потребление черного и белого хлеба часто разнилось по сословному признаку. Для многих крестьян, единственный пшеничный хлеб, который они ели за год был пасхальный кулич. Даже в учебных заведениях пшеничные булки давали ребятам из благородных семей, а всем остальным раздавали куски черного хлеба. Но это не значит, что ржаной хлеб ели только бедняки. Граф Шереметьев писал А. С. Пушкину из заграницы: «Жить в Париже плохо, тут нет даже ржаного хлеба». Сохранились документы с перечнем яств, которыми Петр I в день своего рождения одаривал челядь. Конечно, среди них были пшеничные калачи всех видов и сортов. В своей книге «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский писал о том, как известным на всю Россию булочником Иваном Филипповым были изобретены сайки с изюмом. Генерал-губернатору Москвы Закревскому к завтраку всегда подавались сайки Филиппова. И однажды ему попалась сайка с тараканом. «Это что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова!», – заорал властитель за утренним чаем. Булочник не растерялся и объяснил, что это сайка с изюмом, да и съел ее на глазах у всех. Генерал-губернатор ничего не заподозрил и похвалил Филиппова за вкусную новинку. Уже во время ВОВ стало не до чаепитий со сладкой выпечкой, ведь хлеб превратился в мерило жизни. В блокадном Ленинграде он состоял из бумаги, жмыха, пыли от обоев, хвои, опилок и целлюлозы, а форма для выпекания смазывалась солярным маслом. За 900 дней блокады норма хлеба ленинградцам снижалась пять раз. Минимальный рацион был с 20 ноября по 24 декабря 1941 года: рабочие получали по 250 граммов хлеба, все остальные – 125 граммов. Этот тонкий, просвечивающийся, непригодный кусочек хлеба помог выстоять жителям Ленинграда. Однако именно христианство заложило духовное почитание хлеба, ведь Сам Господь сказал: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос – Хлеб небесный, приобщает человека к полноте Божественной жизни в вечности. Первое упоминание о хлебе происходит сразу после грехопадения наших прародителей. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься», (Быт. 3:19) - говорит Бог Адаму и всему человечеству в его лице. Хлебу земному, получаемому «в поте лица», в Библии противопоставляется «небесный хлеб» – манна, которая без всякого труда была получаема евреями от Бога в Синайской пустыне. Эту манну получали те, кто ради Бога покинул Египет как образ греховного мира и пошел по пустыне, чтобы войти в землю обетованную – подобие утраченного Рая. В Ветхом Завете многократно встречается упоминание о хлебе, но истинное духовное значение этих слов раскрывается в Завете Новом, в Завете «о крови Христовой». Еще до своих крестных страданий Господь говорил перед иудеями о Небесном Хлебе. Этот Хлеб – Сам Христос, приносящий себя в искупительную жертву за весь мир: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). Иудеи, мыслившие по плоти, не поняли возвышенного духовного смысла Господних слов, как и некоторые из его учеников. Но уже накануне страданий, во время пасхального ужина, «когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Установив, таким образом, новозаветную хлебную жертву – Таинство Евхаристии. Начиная с Тайной вечери, хлеб твердо вошел в богослужение, так как Евхаристия – сердце Церкви, ее основа и по слову Спасителя будет совершаться всегда, до Его Второго пришествия. Как же теперь со спокойной душой отправить старый хлеб на помойку? Разве это не предательство Христа, который пострадал за всех нас, наших предков, видевших в колосе жизнь, тех ленинградцев, пытавшихся выжить и погибших голодной смертью, наших современников, приложивших огромный труд, чтобы на полках магазинов появился хлеб? Когда в следующий раз в доме появится засохший или заплесневелый хлеб, знайте – самое время идти на прогулку, чтобы кормить голубей во дворе или уток на речке. И пока будете гулять, припомните себя в детстве: как же здорово было отправиться в магазин за хлебом, по пути съесть ароматную, хрустящую корочку, а маме принести все то, что от него осталось. Автор: Виктория Колтыга