Что такое духовная осмотрительность?

«С духовными говори о духовном, с душевными - о душевном».

Преподобный Серафим Саровский

осм.jpg

Придя к Богу, человек хочет делиться этой радостью со всеми вокруг, но осознание того, что поймут и поддержат далеко не все, как-то останавливает. Здесь может возникнуть внутренний дисбаланс из-за непростого выбора: стоит ли делиться радостью с близкими и друзьями о том, что Бог есть, или все-таки повременить до тех пор, пока они спросят сами? Не будет ли молчание, в последнем случае расцениваться как грех? Сам Господь накануне Вознесения повелел Своим ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16). По сути, Спаситель призвал апостолов к миссионерской деятельности. Но означает ли это, что всякий верующий должен всюду проповедовать?

Тема весьма щепетильная и актуальная, особенно для новообращенных. То чувство, когда хочется всем рассказать о Боге, но возникает вопрос: «а надо ли?» Хватит ли знаний, силы веры и красноречия для проповеди другим? Как объяснить то, что нельзя увидеть материально, а можно лишь почувствовать? «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). Конечно, с человеком «подготовленным», желающим и ищущим Бога разговоры о духовном будут полезны. Но что делать, если человек, близкий для вас, не готов? В данном случае духовные откровения будут вызывать раздражение и гнев.

Многие святые отцы предостерегали христиан от излишних откровений и разговоров о Творце с людьми неверующими. Например, в поучениях преподобного Серафима Саровского есть такие слова: «Когда случится быть среди людей в мире, о духовных делах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющая Мя прославлю», потому что путь уже открылся. С человеком душевным, надобно говорить о человеческих вещах. С человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных».

Отчаиваться не стоит, если дорогие вам люди не разделяют вашу «Радость в Боге». Вспомним классическую формулу, выведенную выдающимся церковным писателем III века Тертуллианом: «Всякая душа по своей природе христианка». А это значит, что человек, как творение Божие, всегда ищет своего Творца, пусть на интуитивном уровне, или, вовсе отрицая этот поиск, но он продолжается до тех пор, пока сам человек не встретится с Богом лично. А вот когда это встреча произойдет, известно только Господу. И не всегда полезно, как для себя лично, так и для собеседника «влезать» в духовное пространство другого, даже из добрых побуждений. Проповедь о Боге нужна и важна, но только если к этому вопросу подходить с рассуждением, молитвой, надеясь на помощь Божью. Стоит учитывать состояние собеседника, его желание и готовность услышать.

Архимандрит Рафаил Карелин, в одном из своих интервью, сказал такие слова по этому поводу: «В кругу далёких от церкви людей не надо показывать свою религиозность и самому заводить разговоры о христианстве - это может вызвать с их стороны насмешки и кощунства... Нежелание открыть свою душу для плевка вовсе не малодушие, а осмотрительность».

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

12 февр. 2020