БОРЬБА С АЛКОГОЛИЗМОМ

“О, Премилостивая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас, жен, детей и матерей, и исцели тяжким недугом пиянства одержимых и того ради от матери своея, Церкве Христовы, и спасения отпадающих братий и сестер и сродник наших”.

3 октября во многих странах проводятся мероприятия в рамках Всемирного дня трезвости и борьбы с алкоголизмом.

В России, этой борьбе всегда придавали большое значение.

И основную роль в организации мероприятий и проведении первого Всероссийского дня трезвости сыграла Русская Православная Церковь. Днем этим, по решению Святейшего Правительствующего Синода, стало 11 сентября 1914 года (день Усекновения главы Иоанна Предтечи).

Добродетель трезвости является одной из важнейших и фундаментальных добродетелей, без которых невозможно приобрести остальные добродетели. Епископ Никон (Рождественский) писал о трезвости так: «Трезвость телесная не только есть высокая добродетель, но и дар Божий. Она украшала пророков… О ней предсказывали ангелы Божии. Так жене Маноя – матери Сампсона, ангел Божий предрекал, что имеющий родиться от нее сын не будет пить ни вина, ни сикера (крепкого напитка), а потому завещал и ей воздерживаться от этих напитков во время чревоношения… Также, предсказывая рождение Предтечи, Архангел называет его великим, указывая величие и в том, что он не будет употреблять вина и сикера, а будет исполняться духом Святым. Так, братие, высока добродетель воздержания в очах Божиих! Но насколько высока добродетель эта, настолько гнусно невоздержание. Через вино, как бы через дверь, человек приходит к другим порокам».

Многие христианские подвижники совершенно исключали вино из употребления, опасаясь зависимости, пьянства и поводов к соблазнению ближних. Известен пример из патерика, где святой старец отказывается от вина, говоря послушнику, принесшему его: «Унеси от меня эту смерть». Прочие, участвовавшие в трапезе, увидев это, также не стали пить вина.

В посланиях святого апостола Павла неоднократно встречаются указания относительно трезвения: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим.14:21), «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. (1 Кор.6:9-12).

Святитель Феофан Затворник писал: «… Воздерживайся также от вина и от всего, что только служит соблазном; потому что спасение брата не идет ни с чем в сравнение».

В XIX веке в связи с увеличением числа людей страдающих алкоголизмом, в народе возникло стихийное движение за трезвость, которое было поддержано Русской Православной Церковью. Первые общества трезвости появились в Литве в 1858 году, затем они возникли в губерниях Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской, почти вся Россия покрылась сетью этих обществ. Святейший Синод Указом от 10 августа 1859 года благословил «…священнослужителей живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания, ревностно содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина».

После Циркулярного Указа Святейшего Синода от 10 августа 1889 года число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти. По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре, всех церковных обществ трезвости значилось в Империи к началу 1911 года – 1767. Во всех обществах трезвости устав требовал от каждого члена «служить примером воздержания от употребления спиртных напитков, а в большинстве церковно-приходских обществ прямо требовалась абсолютная трезвость: члены не должны были ни угощать вином своих гостей, ни посещать питейных заведений, ни отдавать свои дома внаем под подобные заведения. Принимали в члены на разные сроки: на один год, как это было принято в городских обществах, на несколько месяцев, а в иных обществах – на всю жизнь».

Премудрый Соломон в своих притчах говорит: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь]: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же"». (Притч. 23: 31-35 ). В книге Притчей Соломона есть и поучение мудрой матери царя Лемуила: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых». (Притч. 31:4-5).

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

03 окт. 2019