«Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость».Из Евангелия об апостоле Андрее известно, что он был братом апостола Петра и, подобно своему старшему брату, вместе с отцом занимался рыбной ловлей. Братья происходили из селения под названием Вифсаида. В отличие от своего брата Петра, Андрей не был настолько привязан к семейной жизни и земным благам. Презрев мирскую суету, он предпочёл девство брачной жизни. В доме родителей он оставался недолго: до того момента, когда проповедь Иоанна Предтечи огласила Иордан. Тогда Андрей пошёл к Иоанну Крестителю и сделался его учеником.Так Евангелист Иоанн Богослов повествует нам, что еще раньше апостол Андрей был учеником Иоанна Крестителя и слышал, как тот называл Иисуса Христа «Агнцем Божиим». Потому что именно это и было самым главным и центральным в Его земном служении: не проповедь, не чудеса, а та Жертва, которую Ему предстояло принести на кресте, по-настоящему став Агнцем ради спасения всего человеческого рода. Андрей тотчас поверил в это, не раздумывая, и последовал за Христом, потому мы называем его сегодня Первозванным — из всех апостолов он был призван первым. Это именно Андрей указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Также об Андрее известно и то, что он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов, но вообще Писание немного нам рассказывает об апостоле Андрее Первозванном. В основном его жизнь известна нам из его Деяний и Жития.Есть и второй вариант толкования имени «Первозванный»: это не просто первый призванный Христом апостол, а первый призывающий из апостолов. Сразу после того, как Андрей возвращается от Агнца Божия, он зовет своего брата — Симона, так говоря о себе с Иоанном: «Мы нашли Мессию». После он зовет своего брата, будущего Первоверховного апостола, и приводит его ко Христу. Апостол Андрей, вероятнее всего, избирается Христом, как первый из 12-ти апостолов, причём не просто в порядковом отношении, а как тот человек, с которого начинается новозаветное благовестие: он благовествует и приводит ко Христу того, кто станет для последующих поколений христиан символом и немощи человеческой, и покаяния, и твердости веры. Это можно сравнить с тем, как Господь промыслительно сообщает Своим ученикам Благую весть о Своем воскресении через жен-мироносиц.Владыка Антоний Сурожский пишет о важности встречи и дружбы апостолов между собой в контексте их будущей встречи со Христом, обращая внимание на то, что апостолы между собой были или друзьями, или братьями, и между ними уже существовала некоторая «цепь отношений»: «…И первое их действие – призвать своих друзей, родственников: Андрей зовет своего брата Петра, Иоанн зовет своего брата Иакова, оба зовут своего друга Филиппа. Филипп зовет своего друга Нафанаила. Так образуется целая цепь отношений, и эта первичная встреча начинает расцветать в целое дерево взаимоотношений, которые все основаны на встрече. Если бы Петр не был братом Андреевым, Иаков – братом Иоанновым, если у них не было бы встречи и дружбы с Филиппом, встречи и дружбы с Нафанаилом, они не вошли бы в этот круг и не дошли бы до этой основной встречи со Христом». (Митрополит Антоний Сурожский. О встрече.)Позже, когда святые апостолы сами отправлялись на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, в которых им предстояло возвещать Благую весть. Андрею тогда досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Южные берега, в том числе и южный берег Крыма, входили в состав Римской империи, а в северном Причерноморье в то время жили варвары, которых называли скифами. Насколько далеко на север зашел апостол Андрей, мы не знаем достоверно — поскольку сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев. Есть предание и о том, как апостол добрался до Новгорода и удивился обычаю местных жителей париться в банях. Вероятнее всего, это вымысел: ранние источники ничего не говорят об этом его путешествии на север, причём никаких следов оно не оставило, да и представить себе такую поездку в I веке н. э. довольно трудно. Но даже несмотря на это, мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство на нашей земле.Существует и другой рассказ, вероятность которого более велика, — о том, что апостол Андрей посетил город Византий, (впоследствии Константинополь), основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, который был апостолом из семидесяти. Житие апостола Андрея рассказывает также и о множестве чудесных исцелений, и даже воскрешений, совершенных по его молитвам в разных городах, также о жестоких преследованиях, которым он подвергался.Далее предание повествует, что после своего путешествия в Причерноморье апостол Андрей отправился в столицу империи — Рим, где в то время находился его брат Петр. В Риме тогда правил жестокий император Нерон, для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям. Апостол Андрей пострадал в городе Патры на греческом полуострове Пелопоннес, где он стал свидетелем многочисленных гонений и притеснений христиан и выступил в их защиту перед римским наместником по имени Эгеат.Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, его мучитель (Эгеат) велел не прибивать, а привязать руки и ноги апостола. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» — с такими словами апостол радостно взошел на этот крест, на котором провисел два дня, не переставая прославлять Бога, до своего отшествия в жизнь вечную. Память апостола Андрея в православной церкви празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря — по новому стилю. Древнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.Источники: Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Андрей Первозванный. – К. 2012, 488 с. Антоний (Блум). Митрополит. О встрече. М. 2001. https://www.pravmir.ru/andrej-pervozvannyj/ https://www.pravmir.ru/apostol-andrej-pervozvannyj-privesti-lichno-ko-xristu/