Почему он стал символом спасения и прообразом Христа? В пустыне народ страдал от укусов змеев, и Бог повелел Моисею сделать медного змея и вознести его на шест: «И если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:9). Святитель Кирилл Александрийский толкует: «Змей был символом греха, но, вознесенный на древо, стал орудием спасения — так и Христос, „сделавшись за нас грехом“ (2 Кор. 5:21), победил смерть». Преподобный Ефрем Сирин предупреждает: «Люди часто превращают даже спасительные символы в кумиры» — что и произошло с медным змеем (Нехуштаном), которого впоследствии уничтожил царь Езекия (4 Цар. 18:4). Христос прямо ссылается на этот образ: «Как Моисей вознес змея в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14). Не превращаем ли мы и мы религиозные символы и традиции в самоцель, забывая о Том, Кого они означают?