Духом Святым и огнём
«И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». (Еф. 4:30).
В Деяниях апостольских мы находим историю, которая вызывает непонимание и страх у многих. Супруги, Анания и Сапфира, утаивают от первой христианской общины часть своего имущества и внезапно погибают.
Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян. 5:1-11).
В другом месте Священного Писания, в книге Левит, содержится схожий случай, когда Господь карает смертью за, казалось бы, незначительный проступок. Это повествование о двух старших сыновьях Аароновых, Надаве и Авиуде, которые, вступив в священническое служение, своевольно воскуряют чуждый огонь для всесожжения жертв. За это «вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев. 10:2).
Современного человека возмущает радикальность мер, кажущаяся несоразмерность преступления и наказания по отношению к персонажам исторических книг Библии.
Давайте вместе постараемся разобраться и приблизиться к глубокому смыслу этих грозных событий.
По прошествии десяти дней после Вознесения Господня, во время празднования иудейской пятидесятницы на апостолов и учеников снисходят огненные языки. Исполняется пророчество Иоанна Предтечи: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Раннехристианская община исполняется благодати, получает дары Духа Утешителя и живёт единым сердцем и душой, так, что «и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32), – сообщается в тексте Священного Писания. Человечество в рамках небольшой группы людей приближается к Святая Святых и обоживается также, как и поныне каждый крещаемый обоживается, повторяя этот опыт, – входит в таинственную область Света, принимает печать Духа Святого и получает особые дарования.
По учению Григория Богослова, соединяясь со Христом в Крещении, мы принимаем зачатки обожения, которое утверждается евхаристическим общением и благодатным приобретением Царствия Божия через доброделание и неустанную молитву. Таково истинное устроение Тела Христова – Его Церкви, где каждый член гармонично соединён, сопричастен делу общего спасения, где падшая природа обновляется посредством действия Духа Святого.
Анания и Сапфира, видя, что многие богатые и знатные люди вступают в это сообщество, клуб с социальным равноправием и преференциями по нужде каждого, тоже решаются на подобный шаг и делают свой взнос, на всякий случай оставляя себе часть имения, и здесь показывается радикальная разница между изменённым, обновлённым умом, сердцем и всем составом человеческого естества собрания святых и житейским мудрованием несчастной супружеской четы, которая не верит до конца в абсолютную заботу Творца о них, не принимает полноты Его любви; в конечном итоге эта духовная слепота поражает горе-неофитов в непосредственном моменте благодатного рождения и начального становления Христианской Церкви, когда перед глазами во плоти, вдумайтесь, – это Божья Матерь и апостолы. Миллионы людей, на протяжении двух тысячелетий, преклоняют колени перед изображениями этих святых, а здесь – они проживают непосредственно свою земную жизнь рядом, в этой самой общине. Какое благоговение должно было бы охватить Ананию и Сапфиру, но этого не произошло…
Первые шаги ветхозаветного священства также были сопряжены с внутренним горением особого присутствия Духа Божия. Лишь Аарон из всех живущих людей на земле мог раз в год входить во внутреннюю скинию и быть свидетелем сверхъестественного снисхождения Божественного огня, пожирающего жертву. Пренебрегши отца, во власти своего хотения, подобно Адаму и Еве, оказавшись чуждыми послушанию и церковному единству, Надав и Авиуд дерзают войти в пространство Божественного, не рассуждая о смирении, не понимая того, к Кому они подошли. Так братья определяют вектор дальнейших трагических событий.
Непосредственная близость к Божеству налагает огромную ответственность и приводит в страх и трепет предстоящего – как бы не оказаться недостойным, как бы остаться невредимым, когда опаляется греховное вещество неопальным огнём Божественной благодати.
Центральные герои, Анания и Сапфира, и ветхозаветные Надав и Авиуд – это строгие и предостерегающие примеры неблагоговейного предстояния перед Богом.
Пытливый ум читателя спросит: «Неужели Податель Жизни убивает людей только за то, что они оказались недостойными?»
Отнюдь, Бог дарует нам жизнь и свободу – право поступать по своему желанию или по послушанию Ему. Мы сами, своею волею отвергаем Истину и всякое благочестие, и тем самым отдаём себя во власть зла. Оно-то, зло, и убивает нас, ибо диавол есть «человекоубийца от начала» и «отец лжи» (Ин. 8:44).
Христос же вочеловечился и явил себя миру, как источник любви, прощения и снисхождения. Для нас Он друг, исцелитель болезней, питатель в пустыне. Он спасает людей от бед и напастей, утишает стихии, заботится и воскрешает мёртвых. Мы слышим Его голос и не боимся, подчас теряя страх Божий перед Самим Творцом вселенной, всех звёзд и галактик, глубин морских и многообразных живых существ. Для нас привычно, что Бог бесконечно добр и милосерд, долготерпелив и многомилостив. Матфей пишет о Нём: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Но тут же евангелист добавляет: «Доколе не доставит суду победы» (Мф. 12:20). Редко кто обращает внимание на это странное окончание стиха. Мы привыкли купаться в любви Божией и не думать о каком-то суде и о какой-то непонятной победе на этом суде.
Лишь однажды в Евангелии Иисус предстаёт перед нами Страшным Судиёй, заставляя нас замирать и трепетать: «И, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его» (Мк. 11:13-14); «Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня» (Мк. 11:20).
Для иудейского сознания образ дерева в Писании – это несомненно образ человека, в данном случае внешне пышно и благообразно устроенного, но не имеющего плодов – добрых дел. Это необыкновенное растение, смоковница, плодоносит трижды в год, и несмотря на то, что было ещё не время собирать урожай, предполагается, что путник мог легко найти хоть какие-то плоды. Примечателен тот факт, что некоторые богословы утверждают, что древом познания добра и зла является именно смоковница. Также, в третьей главе Бытия мы находим сведения, что Адам и Ева прикрыли свою наготу после грехопадения смоковничными листьями: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7). Подлинно, перед нами притча – аллегория Страшного Суда.
Но мы предпочитаем об этом не размышлять, нам кажется, что эти события очень далеки и призрачны: нет нашей личной смерти и конечного суда, обязательно настанет завтра и мы окунемся в обыденность; меж тем, жизнь неумолимо течёт, струится, как вода, и быть может, в «сосуде» её осталось совсем мало, на донышке. И тогда мы приблизимся к Нему так близко, как Аарон к жертвеннику, как апостолы к видимым и осязаемым языкам Божественного пламени, даже ещё ближе. Устоим ли мы, будем ли достойными сонаследниками Царствия Небесного или окажемся неблагоговейными преступниками и наши дела осудят нас?
Памятуйте о Господе, как о Грозном Судие и «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил. 2:12).
Автор Виктория Фадеева
Новость добавлена
19 янв. 2026