«Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью».(Сократ) В христианской среде отношение к знанию отнюдь не всегда положительное. О том, что «знание надмевает» (1 Кор. 8:1) известно еще с апостольских времен, и многие приводят данный аргумент, когда пытаются обосновать свою познавательную избирательность или даже гнозиофобию. Но что же разумнее: «быть… не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор. 2:2) или силою разностороннего знания сокрушать кумиры и идолы заблудших людей? С одной стороны, как говорил преподобный Серафим, ум должен «как бы плавать в Писании». Такой подход подразумевает совершенно определенные познания, ограниченные кругом духовной литературы. С другой же стороны, знания, выходящие за границы христианского чтения, могут быть использованы для проповеди. Каким аскетом и молитвенником был преподобный старец Нектарий? Но через десять лет затвора духовные отцы благословили его читать светских авторов и изучать светские науки с целью приобрести познания, которые могли бы привести ко спасению мятущиеся души ищущей интеллигенции. Будущий старец не только читал Данте, В. Шекспира, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, но и занимался географией, математикой, изучал иностранные языки. Благодаря своему всестороннему знанию он многим помог, многих отвратил от пути неправды.Значит отношение к знанию – это не статическая, но динамическая категория, она зависит от нашего служения в этой жизни, от наших целей: хотим ли мы спасти лишь свою душу, или нам назначено иметь попечение о спасении душ других людей. Но разве может истинный христианин, живущий в обществе, где его окружают не всегда верующие люди, ограничиться только церковным багажом знаний? Ведь тот же преподобный Серафим советовал: «С душевным говори о душевном, а с духовным – о духовном». И как было бы хорошо, чтобы «душевное» не сводилось только к разговорам о погоде, росте цен, грядущем учебном годе – но хотя бы отчасти отражало то разумное, доброе, вечное, которое пока должно быть скрыто для нашего собеседника под спудом. Тогда неплохо бы поговорить о Данте, блеснуть познаниями в современной зарубежной литературе и искусстве. Словом, показать, что при всей своей религиозности, круг наших интересов не ограничивается Библией и Церковью. Благодаря этому наша ученость станет истинной проповедью. Однако как часто мы попадаемся на дьявольскую уловку и поддерживаем не только праздные, но и попросту недушеполезные разговоры. В этот момент нам может казаться, что в этой подстройке под собеседника – любовь, ведь даже апостол был «с эллинами как эллин, с иудеями как иудей» (1 Кор.9:20-22), но что с того если приобретешь весь мир и повредишь свою душу? Итак, в нашем самообразовании должна быть духовная основа. Тот, который «в Бога богатеет» познаниями, не поползнется умом, даже изучая другие религии. Таковой поставил своим творческим, профессиональным кредо слова молитвы «Отче Наш»: «Да святится Имя Твое». Другой, (и такие примеры, увы, многочисленны и многообразны) силою пытливого ума своего уходит на страну далече. Так было с Л. Н. Толстым. Мало кто даже из ревностных христиан сегодня готов изучить древнегреческий и арамейский, чтобы читать в подлиннике Писание. Толстой изучил. Но к чему это привело литературного гения? Он переписал Евангелие, по слову святого Иоанна Кронштадского, придав изречениям Спасителя желательный для себя смысл и сделал это подчас кощунственно и грубо. Был ли причиной тому – недостаток знаний Толстого? Отнюдь. Знаний у него было довольно. Однако истинной премудростью – Страхом Божиим писатель был обделен. Много дипломов и степеней может быть у современных горе-миссионеров, но когда они называют житие святого «сказкой дня» – это свидетельствует о том, что интеллектуальное богатство их было не в Бога, и истинной премудрости они лишены. Постараемся же приобрести высшую премудрость и тогда никакое знание не сможет повредить нам, по слову: «Малое знание отводит от Бога, великое – вновь приводит к Нему».Автор: Юлия Ростовцева