Св. Иоанн (память 30 июля – по н.ст. 12 августа) жил в IV веке в эпоху правления императора Юлиана Отступника. Во время возобновившихся гонений на христиан святой, пользуясь своим высоким воинским положением, способствовал побегам и спасению многих из них. Разоблачённый, он был ввергнут в темницу и приговорён к смерти, но гибель императора спасла Иоанна, в трудах и добродетелях дожившего до глубокой старости. На иконе Св. Иоанн представлен в рост на фоне пейзажа. Святой облачён в красный плащ, золотой чешуйчатый доспех с пластинчатым набедренником и городчатой формы наплечниками, подбитыми цветными лентами, в зелёную тунику, алые штаны и сапоги с белыми перевязями. В правой руке Иоанна – крест, в левой – копьё с красным флажком, несущим изображение креста. У ног святого слева – щит и шлем. Позади простирается холмистый пейзаж, разделённый на тёмный и светлый планы, под розово-синим небом, в зените которого – образ Спаса Нерукотворного, заходящий также на верхнее поле. Надпись гласит: «Образ святого Иоанна Воинственника».Образ исполнен темперой в традиционной послойной манере с наложением красок от тёмных к светлым, с завершающими чёрными описями, белильными движками на ликах и серебряно-золотыми разделками одежд.Письмо профессиональное, качественное и плотное, в целом сохраняющее приёмы средневековой традиции. Однако данному стилю присущи и новшества, характеризующие его как детище эпохи барокко. Это своего рода живописность, выразившаяся в началах светотени на лике, в динамике складок беспокойных и пышных одеяний и высветленной цветовой гамме, где доминируют смешанные цвета – розовый и голубой.Особое внимание привлекает прекрасный пейзаж, второй план которого исполнен в бело-голубой гамме, что формально следует академическому приёму растворения далёкого ландшафта в туманной дали «сфумато», но в конкретном случае даёт мнимый эффект «снежного» пространства, как бы подчёркивая русскую идентичность произведения.Культ Иоанна Воинственника – коренной московский, первое упоминание о храме его имени относится к 1625 году. В то время вокруг Иоанно-войновской церкви близ Калужской заставы процветала стрелецкая слобода, жители которой почитали святого как своего небесного покровителя. Русский культ св. Иоанна носил смешанный воинско-хозяйственный оттенок, святой не только оберегал стрельцов в бою, но и хранил их имущество, так как слыл помощником в защите дома от воров, сбережении нажитого и возврате пропавшего. Подобный культ всецело отвечал запросам представителей профессионального воинского сословия, проживающего в богатых усадьбах зажиточной и древней слободы. Однако после разгрома стрельцов в ходе бунтов 1690-х годов слобода и за нею церковь пришли в запустение, и только личной волей и пожертвованиями царя Петра к 1717 году был отстроен новый, ныне существующий храм св. Иоанна на Якиманке, шедевр архитектуры барокко работы Ивана Зарудного. В конце XVII века культ св. Иоанна Воина также подкреплялся его почитанием как небесного покровителя царя Ивана V Алексеевича (1682-1696 гг.). Этим периодом датируются некоторые знаменитые московские иконы святого работы мастеров Оружейной Палаты, например, образ из церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Чудотворные иконы копировались на протяжении всего XVIII века. Вероятно, представленный памятник восходит к одной из таких чтимых святынь, на что указывает родственность их композиции и иконографии.В целом подобный стиль, опирающийся на традиционное искусство Средневековья, но вобравший в себя и некоторые новые тенденции, соответствующие вкусам XVIII века – замечательное явление в традиционном искусстве эпохи императриц. Его эффектные формулы учитывали одновременно как ортодоксальный вкус патриархального зажиточного горожанина, так и искушённость зрителя эпохи рококо. Тонкая оркестровка форм и цветов, насыщенность узорочьем, правильность построения композиции, качество и профессионализм говорят о том, что икона создавалась в первоклассной мастерской, возможно находившейся в самой Москве.Икона является памятником живописи Центральной России или Москвы середины XVIIIв. Имеет историко-художественную, коллекционную и антикварную ценность. Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».