«Что будет младенец сей?» (Лк 1:66) Каждый год 24 июня (7 июля по новому стилю) мы вспоминаем рождество Иоанна, Предтечи Христова и пророка. С его рождением окончились долгие века томительного ожидания, когда в народе Божьем говорили с тоской: «Нет уже пророка» (Пс 74/73:9). Такие горькие слова мы читаем в 73-м псалме. Остаться без пророка значит быть без руководителя, без путеводителя, значит — не знать, куда идти. Между тем время перед рождением Иоанна было временем, когда иудеи искали этого Божьего руководства. Под иноземным гнетом злых и жестоких идолопоклонников — сначала греков, потом римлян — народ Божий искал избавления, ждал искупления. Как когда-то в вавилонском плену. С одним лишь отличием, что теперь народ был в рабстве на своей собственной земле. И это искупление все никак не наступало. Конечно, у народа были пророческие книги, которые утешали, давали надежду. Но среди народа не было живого пророка, «кто знал бы, доколе» (Пс 73:9). Того, кто от имени Бога мог бы ответить на вопросы, заданные псалмопевцем: «Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?» (Пс 73:10). Время перед пришествием Иоанна было временем напряженного ожидания Дня Господня — решительного вмешательства Бога в судьбу Его народа. Время вопросов к молчащему Богу: «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?» (Пс 9:22); «Восстань! Что спишь, Господи?» (Пс 43:24). Книга Плач Иеремии заканчивается такими же недоуменными вопросами: «Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время?.. Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» (Плач 5:20,22). Но из уст порабощенного и угнетаемого народа раздавались не только вопросы. Звучала и отчаянная мольба, похожая на требование: «Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже!» (Пс 82:2). Ведь Ты устами пророков обещал избавить Твой народ от гнета языческих народов, обещал послать нам Мессию! Почему же Ты молчишь? Проходят века, сменяются поколения, а Твои обещания остаются не выполнены! Бог молчит, не отвечает. На земле — гекатомбы жертв, миллионы молитв; на небе — тишина и отсутствие какого бы-то ни было ответа. О таком времени, времени молчания Бога, говорил пророк Амос: «Будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам 8:12). Перед рождением Иоанна слово Бога было, наверное, еще более редким, чем в те годы, которые предшествовали пришествию в мир другого великого пророка — Самуила. О времени перед призванием Самуила сказано: «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» (1Цар 3:1). Но народ не переставал ждать, когда Бог исполнит Свои обещания. Прежде всего Божьих действий ждал простой народ, бедняки Господни (эвионим), верные Ему (хасидим). Народ Божий ждал Илью-пророка, который должен прийти перед наступлением освобождения, перед наступлением мессианского Царства — царства мира, милосердия, справедливости и изобилия. Ждать Илью-пророка — таково было последнее завещание древних израильских пророков. Последние пророческие слова Ветхого Завета, которыми завершается не только книга Малахии и не только книга Двенадцати малых пророков, но весь корпус Пророков, звучат так (прямая речь Бога): «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал 4:5). И люди ждали, и из поколения в поколение умоляли Бога об избавлении. Долгие века ожиданий. Долгие, как египетское рабство, когда «стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу» (Исх 2:23). Долгие, как вавилонском плену, где иудеи исповедовали: «Прекратилась радость сердца нашего» (Плач 5:15). Люди ищут не письменного слова, не законсервированных на письме речей древних пророков, а устного слова живого пророка — чтобы узнать, что надо делать сегодня, сейчас. И вот наконец это слово звучит, раздается Божий голос. Божий голос — это пророк, «вопиющий: „В пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему“» (Ис 40:3). Без Бога наша жизнь — пустыня. Но когда по этой пустыне шествует Господь, она становится садом. Она расцветает, как та пустыня, по которой возвращался Израиль из вавилонского плена и вместе с Израилем на Сион возвращалась из изгнания Шехина. Иоанн явился для того, чтобы приготовить этот путь из рабства на свободу, приготовить путь Господу — путь освобождения искупленных детей Божьих.Собственно, пророческое слово зазвучало даже раньше, чем Иоанн научился говорить. Оно зазвучало уже из уст его отца, Захарии. Иоанн, как и Иеремия — пророк от чрева своей матери. Юному Иеремии в день его пророческого служения Господь сказал: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер 1:5). А в день обрезания Иоанна Дух Божий говорит через Захарию: «Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк 1:68). С рождением Иоанна окончилось долгое время молчания Бога. Этому чудесному младенцу, пророку от чрева матери, суждено было стать голосом Бога и предтечей Мессии, который в том же гимне Захарии назван «рогом спасения» (Лк 1:69). Христианская традиция с самого начала конкретизировала пророка Илию в личности Иоанна Крестителя. Иисус говорил о своем предтече: «Если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф 11:14). Почему мы каждый год празднуем день рождения Иоанна Предтечи? Не только чтобы вспомнить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Каждый христианский праздник — это не только воспоминание о прошлом. Каждый христианский праздник направлен также в будущее, имеет свое эсхатологическое измерение. Мы, сегодняшние верующие, так же как верующие в поколении Иоанна и Иисуса, не только вспоминаем об уже совершенных искуплениях, но и ожидаем будущего искупления, которое будет полным и окончательным. Вместе с нами его ожидает все творение Божье, как сказано в Послании к христианам Рима: «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8:22-23). Мы ожидаем наступления Царства Божьего, которое обещано Богом и Христом Его. Наше время — это время тягостного ожидания исполнения Божьих обещаний. Многие перестали ждать. Идут года, века, тысячелетия, поколение сменяет поколение. Нам может казаться, что Бог нас покинул, что Он о нас забыл, что Он не слышит наших воплей об избавлении, что Он замолчал навсегда. Но наступит, непременно наступит тот момент, когда вновь внезапно раздастся Божий голос, объявляющий о наступлении полного и окончательного искупления — когда Бог вновь посетит народ Свой. Игумен Арсений (Соколов),монастырь в Бозе, Италия.