«Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк. 1:2) 7 июля Православная Церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии – Господа Иисуса Христа, а потом крестит Его в водах реки Иордан. Вся жизнь Иоанна Предтечи – сплошная загадка. Он родился, чтобы уступить путь. Умалиться самому, чтобы возвысить Другого. Вот такая тайна святости, которую мы вряд ли способны понять. Он не ходил за Христом, не слышал Его учений и Нагорной проповеди, которую с замиранием сердца слушали все присутствовавшие. Их первая встреча произошла за несколько месяцев до рождения, когда оба еще были чревоносимы. Богородица пришла к матери Крестителя, и тот, будучи в лоне, приветствует пришедшего Богомладенца радостным взыгранием. Иоанн не видел чудес Спасителя, не созерцал Его Преображения и не принимал участия в Тайной вечере. Кроме того, из Евангелия мы узнаем, что «Иоанн не сотворил никакого чуда» (Ин. 10:41) за всю свою жизнь. Однако Сам Господь говорит: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). А это значит, что мера праведности не измеряется мерой чудес. Мы привычно читаем в Евангелии от Луки, что к Иоанну в пустыне «был глагол Божий», но что это значит, понимаем ли? В Библии под «глаголом Божиим» подразумевается призвание на пророчествование. Так, например, к пророку Ионе «было слово Господне» идти в Ниневию, но Иона испугался и попытался бежать. Или к Иеремии, который тоже засомневался, заявив Богу, что он еще слишком молод и не умеет говорить. Даже Моисей колебался в своем призвании: «Господи! Человек я не речистый… тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). Иоанн же никогда не сомневался, от Бога не бежал и откликнулся на призыв без колебаний. «Глас вопиющего в пустыне» раздавался как львиный рык, но люди устремлялись на него, словно на сладкозвучную песнь. Он говорил строго, резко и не церемонясь со статусом или общественным положением. Иоанн бичевал грозным словом, но его продолжали слушать. Жесткая проповедь, как его власяница, пробирала души грешников. В его речах слышалась неотмирная Правда, и если бы мы сейчас оказались рядом с Иоанном, то от такого жесткого обличения и безукоризненной святости наши спины похолодели бы, а ноги подкосились. Строгий аскет, обличитель грехов всего мира, Предтеча прокладывает путь Кроткому и Смиренному Христу, чтобы Тот врачевал погибающие души долготерпением и любовью. Не уступавший в своей ревности к Божией правде никому, даже правителю Ироду, Иоанн уступает Спасителю. Что касается его личного «я», то Креститель пытается объяснить своим ученикам, что не он Христос, но он послан перед Ним, говоря: «Ему должно расти, а мне умалиться» (Ин. 3:30). Это и есть его подлинное величие, непонятное и парадоксальное для нашего мира. Даже апостолы Христовы спорили, кто из них мог бы быть больше в Царстве Небесном. Иоанн Предтеча не спорил и не претендовал, он радовался совершенно непонятной нам радостью. Да и как понять это нам, привыкшим с детства к комфорту, мягкой одежде, сытному обеду и везде утверждающим собственное «я»? Поразительное смирение, от которого сегодня не найдутся даже крохи. Он был слишком рано схвачен, чтобы по наущению коварной женщины принять смерть. Потому-то и не ходил за Христом, не слушал его проповеди. А потом его просто казнили, поскольку одна – виртуозно станцевала, а другой – изрядно выпив, дал необдуманное обещание. На этом, пожалуй, и все, если говорить о земных реалиях. Но если жизнь не заканчивается только земным, то Иоанн Предтеча, крещенный своей собственной кровью, предваряет нам открытие Царства Божия и неустанно ходатайствует перед престолом Божиим за всех кающихся грешников!Автор: Виктория Колтыга