«Владыко дней моих! Дух праздности унылой,Любоначалия, змеи сокрытой сей,И празднословия не дай душе моей.Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи»А. С. ПушкинИзображение: https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_4nXcD9DZjX6wwBe-cGJPI7lQ5064W7SJYeFPfWxM1wkqdxtvsJmo4WTcFozCsBqkITG4J3bdSn09sDaEsrT7A-7uCpQZ3tODk-CiUKgQ-a2BYM5s0tP0k-_6a0ZdlZdh6_-oOsD97bNCuy0gCZJHXmc0PejXlq9kCgZJHbLAp253myF-eWjAr?key=2LxDtBf8AN2ER_Il0VCH-flAСамое светлое, поучительное, красивое и одновременно скорбное время в православном календаре приходится на период Великого поста и Пасхи. Тяжелый путь длиною в семь недель приводит нас к событию вселенского масштаба – Светлому Христову Воскресению. Для каждого христианина нет ничего более грандиозного в жизни мира, чем торжество победы над смертью. Естественно, что верующий человек на это должен как-то откликнуться, поэтому желание быть причастным к празднику праздников подводит его к необходимости поститься. Великий пост отличается от остальных особой строгостью, ограничениями и событиями церковной жизни, которые проходят только в этот период. Неделя перед Пасхой – Страстная седмица – формально не входит в состав Четыредесятницы, но фактически, она самая «напряженная». Именно на этих богослужениях вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя. Великий пост был установлен в середине III века, чтобы молитвой и воздержанием очистить человеческую душу, пробудить от оков сна и возродить ее перед Воскресением Христовым. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего грязного, невзрачного», однако для многих он сводится только к изменению рациона питания. Но разве может очиститься душа, если не съесть котлету? Может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только потому, что не вкушаем скоромную пищу? Едва ли! Слишком легко и просто далось бы то, ради чего Господь принял страшную смерть на Голгофе. Пост – прежде всего духовный труд, возможность сораспяться со Христом, что является нашей малой жертвой Богу. Во имя любви к своим детям, родным, мы готовы идти на любые жертвы. Так вот пост и есть доказательство нашей любви к Богу. Помним ли мы о Нем? Ставим ли во главу своей жизни? Или, осуетившись, забыли евангельское наставление: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33)? Суть поста не в том, чтобы отказаться от определенной пищи или развлечений, а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает и удаляет нас от Бога. Постишься? Значит, накорми голодного, напои жаждущего, посети больного. Прояви любовь в ее истинном смысле, ведь на ней основывается любая добродетель. Пост и подвижничество ничего не значат при отсутствии любви, потому что сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). За время Великого поста каждый верующий должен духовно преобразиться, ведь не случайно проповедь Иисуса Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Пост помогает душе утончиться. Страсти усмиряются и духовный разум просветляется. Это позволяет более ясно увидеть собственную греховность, возникает желание покаяться перед Богом. Изменить человеческую душу – самое трудное дело, которое может быть. Суетность мира не дает задуматься о главном. Время идет, а мы все также на месте стоим, поэтому хорошо вооружиться постом и в самом начале пути простить всех, ведь сказано «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Позвольте своей душе в полной мере испытать покаяние (метанойя), «напоите» ее глубокими по своему содержанию великопостными службами! Покаянный канон Андрея Критского, Стояние Марии Египетской, Литургия Преждеосвященных Даров, Торжество Православия, но особенно прекрасны богослужения в будние дни, когда читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. К слову это любимая молитва А. С. Пушкина, которая помогает не забывать, что мы все-таки смертные и нам придется ответить за все дела, слова и мысли. Автор: Виктория Колтыга