Изображение: https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_4nXdY3d7xFuZYPy3rqxVj1ZtLv-4hHdKvWnYu9YP9LEK6-gw1B2wIQ2VfC-RDsp7UUkC2b3jhuhv3zmUittaB-ZBbGaKwE7iiftz4yXSWBAUJ6aGnEfnLj0ffrRGT77ESnEJ9TW5pOyXXM6ScJVWmYSPyEx1aLvbPkqFd5gjZVrCCTiOaED0R?key=cn9VM6M-cJIiJNIul3pPpxsv«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15–16).Истоки возникновения монашества часто возводят к ветхозаветным назореям и ессеям, но активное развитие монашества связано с окончанием эпохи гонений при Константине Великом и внешним расцветом христианства. В то время благочестивые люди, ищущие сугубого подвига, устремились в монастыри, чтобы через аскетические труды стать добровольными мучениками христовыми. Причина в том, что положение Церкви значительно изменилось тогда, как христианство было объявлено господствующим в Империи. Получив полную свободу в своей жизни и действиях, отправляя государственные должности, христиане среди Империи, жизнь которой, законы, обычаи, нравы, увеселения – все было проникнуто язычеством, теряли первоначальную чистоту жизни. В период, когда над христианами постоянно висел меч гонителей, верующими становились только по истинному расположению, а теперь немало было примеров, что только лишь земные выгоды заставляли вступать в общество христиан. Посему нечего удивляться, что в членах Церкви уже не видно было той нравственной чистоты, какою ознаменована первенствующая Церковь. Попытка сохранить чистоту христианства и привела к расцвету монашества.В IV веке в египетской пустыни уже было монашество трёх видов – отшельническое, общежительное и скитское. Отшельники жили поодиночке, монахи общежительных монастырей – большими группами, монахи скитов группами по два-три человека. Родоначальником египетского отшельничества традиционно считается преподобный Антоний Великий (ок.251 – ок.356).Из жития святого Антония узнаём, что ещё в юности он услышал в церкви слова Христа: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» (Мф. 19, 21). Эти слова так поразили молодого юношу, что он раздал своё имущество и начал вести подвижнический образ жизни – сначала у себя дома, а затем в пустыне, куда он удалился и где провёл двадцать лет в уединении, преодолевая различные искушения от диавола. Когда об Антонии стало известно многим, к нему начали стекаться ученики. В итоге, по словам святого Афанасия Великого, пустыня постепенно превратилась в город: «Монастыри в горах подобны были скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, любителей учения, постников, молитвенников… Представлялась там как бы особая некая область богопочетания и правды. Не было там ни притеснителя, ни притеснённого, не было укоризн от сборщика податей; подвижников было много, но у всех одна мысль – подвизаться в добродетели». До нас дошло двадцать поучений Антония к монахам. Они были кратки и просты. Например: «Прежде всего, мы должны веровать в Господа нашего Иисуса Христа, должны почитать Его, повиноваться Ему и не уподоблять никакой твари, будет ли она на небе вверху, или на земле внизу. Будем, братия, ходить в страхе Божием. Нет ничего превосходнее страха Божия, страха Господа нашего Иисуса Христа. Страх Господень руководит к великой славе и благодати, и тот, кто боится Бога, благоугоден Ему. Кто имеет страх Господень, тот имеет сокровище духовных благ, тот свободен от вечных наказаний, уготованных грешникам. Страх Господень изгоняет из души всякое коварство и всякий грех. Напротив, кто не боится Бога, тот впадает в многие беззакония. Находясь в человеке, страх Господень сохраняет и оберегает его, доколе он не оставит сего тела и не соделается наследником небесных благ». «Священное Писание говорит: лучше муж долготерпив, паче крепкого (Притч.16:32). Итак, будем долготерпеливы, поелику в долготерпеливом Бог обитает».«Будьте незлобивы. Незлобие источник жизни вечной. Незлобивый подобен Богу; он жилище Святого Духа. Кто незлобив, тот получает славу и честь в сем и будущем веке, и имя его в род и род. А коварство погубляет душу, оскверняет тело, причиняет много зла и порождает порочные мысли. Коварный угождает дьяволу и его сообщникам. С коварным человеком не сообщайся и даже не прикасайся к нему, но удаляйся от него как от гниющего трупа. Лучше жить в пустыне с зверями, нежели с коварным человеком. Он дружественно разговаривает с тобою, но как скоро ты сделал что неприятное для него, он неожиданно погубит тебя».«…Блажен тот человек, который хранит свой язык, который предохраняет себя и от малых грехов. Любите молчание, ибо молчаливый человек близок к Богу и Ангелам. Кто обуздывает язык свой из опасения нарушить какую-либо заповедь Господню, того Бог помилует в последний день суда».«Если неопытный человек спросит вас о том, что может принести пользу душе его, отвечайте ему. Если же видите, что ответ ваш не будет назидателен, то уподобляйтесь глухим, как бы вы ничего не слыхали, – и немым, как бы вы никогда не говорили».«Дети! Паче всего старайтесь приобрести внимание, и приобретши не оставляйте его. Кто приобрел духовное внимание ко всему, у того ум сделался здрав, страсти не могут получить власти над ним. Если имеющий внимание и впадет в грех, то бдение и внимание тотчас обратят его к добродетели. Имеющий внимание делается местом упокоения для Святого Духа, счастливо оканчивает поприще жизни сей и удостаивается войти в обитель Святых».Желание быть совершенными во всем при начале подвижничества затрудняло многих из братии. Посему Антоний дал мудрое правило: кузнец, взяв кусок железа, наперед смотрит, что ему делать, косу, меч или топор. Так и мы наперед должны помышлять, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться.Предузнав свое отшествие к Богу, он пришел в последний раз в свой монастырь, чтобы проститься с братией. Когда все собрались, он обратился к ним с последним наставлением: «Выслушайте, возлюбленные дети, последнее наставление отца вашего. Я более не увижу вас в сей жизни. Мне уже сто пять лет; сама природа дает знать о сроке разрешения моему телу». Услышав это, иноки горько заплакали, стали обнимать и лобызать старца. «Не плачьте, – сказал Антоний, – неуклонно идите избранным вами путем, сохраняйте чистоту душевную, не имейте общения с еретиками, особенно с арианами, и твердо держитесь правой веры в Господа Иисуса Христа, и преданий Святых Отцев».