Серия размышлений подготовлена колледжем «Наследие».
Последние два воскресенья перед Рождеством Христовым – особые дни, в которых Церковь свидетельствует о нашей связи со всем человечеством от начала. Это так называемые недели святых праотец и святых отец,посвященные особой памяти об отцах древности – прародителях Спасителя и всех ветхозаветных праведниках, ожидавших Его пришествия.
30 декабря 2018 Церковь вспоминала ветхозаветных праведников. Все праотцы, бывшие на земле задолго до рождения Господа, жили и горели верой в то, что у Бога есть прекрасный замысел о нашей жизни, что у Него есть план по исправлению нашего мира, и что в конце веков Он пошлет Спасителя, через Которого это все совершится. Они - яркий пример для нас, живущих уже после воплощения. Как и мы, они не видели воплотившегося Христа, только знали, что Он будет на земле, - а мы только знаем, что Он был на земле. Но они твердо верили Богу, и их вера оправдалась.
Такие гиганты веры, как Ной, Авраам, Моисей, Даниил с товарищами и многие другие, следовали за Богом без всяких гарантий, исполняли Его повеления, не до конца понимая их смысл, претерпели за свою веру много скорбей и лишений, и своей смертью свидетельствовали об этой вере. «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11: 13).
О Рождении Спасителя было сказано еще Адаму. Но только со времени Давида стало известно, чьим потомком Он явится. О человеческом происхождении Мессии – 4-я паремия Рождества (Ис. 11: 1-10):
Рождественский сочельник в этом году совпадает с памятью святых отцов, родственников Спасителя по плоти.
В этот день на Литургии мы услышим родословную Иисуса Христа (Мф. 1: 1-25). Эта родословная открывает нам, что Иисус Христос не ворвался в историю человеческого рода, как метеор. Рождество – это не случайность или непредвиденная милость Божия. Приход Господа Иисуса готовился в течение многих веков. Здесь были праведники и покаявшиеся грешники, герои-мужчины и не меньшие герои-женщины. Но главное, что хочет сказать нам Церковь - что все поколения - жили ли они в достатке или бедности, были ли царствующими или нищенствующими, свободными или пленниками, - все поколения готовили Рождение Спасителя.
Однако одному роду была оказана особая честь. В пророчестве Исайи сказано:
1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
Многие люди даже не знают, кто такой Иессей. Он не был великим или очень богатым человеком. Иессей входит в историю благодаря тому, что он - отец Давида, самого любимого царя Израиля. От Давида, сына Иессеева, пошел непрерывный род царей, продолжавшийся до Вавилонского плена. Это Давиду было обещано, что Бог утвердит царство его сына "навеки" (2 Цар. 7:13-16). Но из-за самонадеянности и непослушания Богу царский род пришел в упадок, и к началу новой эры потомки Давида сравнялись с простыми, незнатными родами. Можно сказать, что некогда плодовитая маслина была посечена почти под корень.
Но придет время, пророчествует Исаия, когда из корня Иессеева произойдет новая ветвь, отрасль (по-славянски – жезл), то есть росток. Из дома Давида будет великий Потомок, который обновит славу Своего рода. Этот отросток от древнего корня Иессеева – Спаситель Иисус Христос. Бедность, беззащитность, отсутствие даже самых необходимых средств к жизни привели к тому, что потомку царя не было места среди людей, и для Новорожденного пришлось искать место в помещении для скота. Однако именно Ему предстояло изменить судьбу всего человечества, подобно райскому древу жизни своими соками и плодами оживотворить и обновить все человечество, избавив его от смерти духовной и вечной.
Итак, дом Давида пройдет через многие скорби и испытания, но после этого он возродится. Придет Мессия, и силой почивающих не нем даров Святого Духа устроит на земле Свое царство.
Будет ли Мессия грозным царем и военачальником, наделенным земным могуществом и силой? О таком царе у Исаии нет ни слова. Пророк видит иную Личность – Того, Кто придет от Бога, на Ком почет Дух Его:
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится…
Чтобы изменить мир, великому Потомку Давида будет необходима особая сила свыше, и Он будет облечен этой силой как никто из людей. Дух Божий будет всегда обитать в Нем, а не только временами нисходить на Него. Мессия будет в полноте обладать дарами Духа Святого.
Прежде всего, Он будет обладать духом премудрости и разума. Это проявлялось в том, что Христос глубже всех понимал Божественное Откровение, Писания, и всегда мог разумно приложить Слово Божие к жизни.
Благодаря духу совета и крепости Христос мог понимать трудности других людей и помогать им, и сил на все у Него было достаточно.
Наконец, Ему даны ведение и благочестие - ведение всего, что относится к благочестию или истинному Богопочитанию. Он будет не только учить этому, но всей Своей жизнью будет являть пример истинного благочестия.
Все необходимые духовные дарования Христу как человеку увенчиваются страхом Божиим, без которого невозможно все остальное. Этот не страх перед наказанием или опасностью, не тот страх, который принижает, подавляет волю. Этот страх изгоняет все человеческие страхи. Это постоянная память о Боге-Отце, хождение перед Ним, искание Его воли.
Качества, перечисленные пророком, являют нам Мессию не как воина, финансиста или политика. Главное в Нем - Его близость к Богу. Кто желает уподобиться Господу Иисусу, пусть обратит внимание именно на стяжание этих качеств.
Но все же Мессия как царь будет судить человечество.
Правда, Он …будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. 4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
Функция судьи была одной из обязательных для еврейских царей. Но суд Мессии отличается от их суда. Он будет судить нелицеприятно и справедливо, по правде и истине, невзирая на общественное положение, материальное состояние, мнение других о человеке. Он будет смотреть на сердце. В Евангелии мы видим, что по суду общества фарисеи были святые люди, а мытари – отъявленные грешники. Но Христос иначе судил о тех и других, ибо видел лицемерие одних и расположение к покаянию в других.
Бедные и притесняемые найдут защиту в новом Царе, а их гонители будут наказаны. Он поразит землю, находящуюся в их власти, словом уст Своих, то есть вынесет суровый приговор не только Израилю, но всей земле и всем нечестивцам на ней. Но окончательный суд над врагами Мессии будет совершен в конце веков, во время второго пришествия Сына Божьего, Который убьет нечестивого дыханием уст Своих. Под нечестивым апостол Павел понимает антихриста, а также его последователей, всех не веровавших истине, но возлюбивших неправду (2 Фес. 2:8-12).
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина.
Этот образ взят Исаией из древневосточного обычая надевать пояс на свободную одежду прежде чем приступить к какой-либо работе. Препоясавшись правдой и истиной, Мессия станет основателем нового Царства, в котором не будет насилия и жестокости, а будет царить мир. Мир здесь – не только прекращение войн и борьбы, но и полнота жизни.
Можно ли сказать, что ваше отношение к миру, к правде и справедливости, к внешнему благочестию и внутренней праведности, к поиску мира похоже на отношение к нему Христа?
6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
В этих словах содержится пророчество о наступлении золотого века в царстве Мессии, где уже не будет зла, установятся согласие и красота, мирные отношения между людьми и всем творением, без которых невозможна полнота жизни. Когда воцарится Бог, наступит мир и гармония. Дикие звери станут ручными и кроткими. Не только человечество, но и вся природа преобразится.
Образы, которыми пророк описывает будущее состояние мира, взяты из того блаженного времени райской жизни, когда на земле еще не было греха и его разрушительных последствий в человеке и окружающей его природе.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
Под святой горой здесь подразумевается гора Сион, которая как место особого присутствия Божия является прообразом Церкви Христовой. Вся земля познает Господа, и это исправит умы и сердца. Люди перестанут делать зло, потому что наполнятся знанием Бога и желанием жить в согласии с Его волей.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава.
Великий Потомок Иессея будет царем не одного избранного народа. Он будет царствовать над всеми народами, как и обещал Бог Аврааму благословить в нем все племена земные (Быт. 12:3).
Рождество Христово – явление Царства Божьего на земле, ради которого Он и пришел в наш мир (Ин. 18:37). Первые слова проповеди Спасителя – о приближении этого Царства. Оно приблизилось к каждому из нас. Царство Небесное уже пришло, и оно еще должно прийти. Тот, кто верит во Христа, входит в это Царство. Об этом мы постоянно слышим в Церкви на богослужении, и об этом возвещает ангельский хор пастухам в Рождественскую ночь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Христос истинный Царь, и Царство Его – Царство вечное, которому не будет конца. Оно не от мира сего. Поэтому те, кто принадлежат этому миру, Царство Божие не наследуют. Это решение каждого: принимать Царство Божие или нет. Мир, который принес Христос, будет возможен, только если мы сами этого захотим.
В следующем письме мы посмотрим, что говорит о грядущем новом Царстве пророк Даниил.
Всего доброго Вам, мира и радости свыше!
Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов
Новость добавлена
05 янв. 2019