yandex

ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ: ПУТЬ НА ГОЛГОФУ

«Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России:

я буду этой жертвой – да свершится воля Божия!»

Запись в дневнике Николая II, апрель 1918 г.

https://cdn22.img.ria.ru/images/150967/76/1509677691_0:142:3712:2229_1280x0_80_0_0_63f08259c9fe8ca9baec64d760e9ec26.jpg

17 июля – день памяти царственных мучеников императора Николая II, императрицы Александры, цесаревича Алексея и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. В ночь на 17 июля 1918 года они были расстреляны большевиками вместе с придворным врачом и слугами в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

В 2000 году Русская Православная Церковь прославила их в лике святых страстотерпцев. Этого чина святости удостаиваются те, кто от рук единоверцев принял мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, но при этом не сопротивлялся и не держал зла на своих мучителей. В одном из писем великой княжны Ольги есть такие строки: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Последний российский император отрекся от престола 2 марта 1917 года, после чего его вместе с семьей заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Летом этого же года Временное правительство отправило пленников в Тобольск, а весной 1918 года большевики перевели их в Екатеринбург. О последнем периоде жизни царской семьи известно только из их личных дневников и показаний свидетелей по делу об убийстве.

В доме Ипатьева их охраняли 12 солдат. Условия и отношение в этой тюрьме были совсем не царскими. Надзиратели проявляли жестокость, прогулка в саду разрешалась один раз в день, питание состояло из солдатского пойка. Однако узникам разрешалось присутствовать на богослужении, а молитва была их великим утешением. Последняя Литургия совершалась за два дня до расстрела.

В ту злополучную ночь чекист Яков Юровский разбудил императора и его семью. Велел им собраться из-за якобы начавшихся волнений в городе и срочно перейти в безопасное место. Их сопроводили в полуподвальное помещение с одним зарешеченным окном, где Юровский произнес: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Он несколько раз выстрелил в Государя, а другие участники расстрельной команды – в остальных приговоренных. Тех, кто был жив, кололи штыками и добивали выстрелами. Тела погрузили в грузовик, вывезли в Ганину Яму, скинули в шахту, сожгли, а после закопали.

После того как стало известно о расстреле, Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды по убиенным. Во время богослужения 21 июля 1918 г. в Казанском соборе в Москве он произнес: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович…Мы должны, повинуясь учению слова Божия осудить это дело…Отрекшись от престола, он это делал во благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Споры и рассуждения различного толка о личности последнего российского императора не утихают до сих пор. Но вот что нужно понять во всей этой истории: Николай II прошел два неравных по продолжительности и духовности периода – царствование, исполняя священный долг перед Богом и памятуя слова Писания «Ты избрал мя еси царя людем Твоим» (Прем. 9:7), а также крестный путь на Голгофу – восхождение к вершинам святости. Государь, рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, взял свой крест и также безропотно как библейский праведник, перенес все ниспосланные ему испытания. Многие за отречением усматривают обыкновенную слабость. Человек властный, в привычном понимании этого слова, никогда не отрекся бы от престола, но для Николая II сила заключалась в другом! В смирении, в вере, в поиске пути по воле Божией.

Жизнь царской семьи была исполнена трудностей, испытаний, скорбей, но она была прекрасной. Дети отличались удивительной скромностью и послушанием, воспитывались в строгости и любви, умели трудиться, держались в духовной чистоте, служили своим любвеобильным сердцем. Все они были настоящими православными людьми, но не случайно в народе говорят «конец венчает дело». Царская семья была канонизирована не за свою прекрасную жизнь, а прежде всего – за свою еще более прекрасную смерть. Сказано «в чем застану, в том и сужу», поэтому страдания, перенесенные с такой верой, кротостью и послушанием воле Божией, делают их поистине великими святыми

Автор: Виктория Колтыга

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

17 июля 2021