ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ: ВСТРЕТИМ ХРИСТА С ВЕТВЯМИ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

(Тропарь празднику)

Вход Господень в Иерусалим – двунадесятый праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших евангельских событий.

Весной почти 2000 лет назад в Иерусалим со всех сторон стекались паломники для встречи главного иудейского праздника – Песах. Сюда же отправился Иисус Христос со своими учениками. Накануне весь город всколыхнула новость из Вифании о величайшем чуде воскрешения Господом четырехдневного Лазаря. И пока первосвященники, зеленея от злости, размышляли как бороться с возрастающей популярностью Христа, народ готовился встречать невиданного миром Чудотворца.

Многие из иудеев надеялись, что Христос идет в Иерусалим, чтобы покончить с унизительной римской оккупацией, что взойдя на царский престол, Он восстановит былую мощь и славу Израиля. Но, к всеобщему удивлению, Иисус въехал через Золотые ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному воеводе, а на обычном ослике. Этим Господь лишний раз показал, что Царство Его «не от мира сего».

Всеобщее ликование захлестнуло улицы: толпы людей встречали Христа как Мессию и царя. Народ постилал свои одежды на дороге пред Иисусом, размахивает пальмовыми ветвями, с восторгом восклицая: «Осанна в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне!». Казалось бы, от такой встречи сердце Христа должно было наполниться радостью, а Он смотрел на город и по щекам Его текли обильные слезы. Сын Божий знал, что всего через пять дней эти же люди будут кричать во дворе римского прокуратора Понтия Пилата: «Распни, распни Его!».

Подражая современникам Христа, сегодня мы также встречаем Его с ветвями в руках. Жители Востока – с лавровыми и финиковыми, а христиане Севера – с вербами, ведь именно это дерево зеленеет первым. По традиции освящение ветвей начинается в канун праздника на Всенощном бдении после чтения Евангелия. Наутро даже неверующие спешат в церковь «посвятить вербочку, чтобы защититься от всякого зла». При этом многие не замечают, как теряют самый главный смысл праздника – именно сейчас Господь входит в Иерусалим, следуя на вольные страдания. Церковь имеет вневременной характер, потому что каждый год в душах людей евангельские события переживаются по-новому. Мы приходим с ветвями в храм, стоим с ними на богослужении и тем самым в режиме реального времени показываем свою любовь – приветствуем Господа как своего Царя.

Освящается не верба, а христианин, держащий в руке вербу, ведь сказано: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Сегодняшние «вербные» обычаи и обряды порой граничат с дремучим суеверием: похлестать освященной веткой себя и родных, чтобы не болеть, сварить кашу из ивовых сережек и пушистых «котиков», окропить ветвями имущество и т.д. «Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установлены», – сказал святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке.

Но почему же так радостен, светел и так ожидаем этот день, ведь мы, в отличие от тех людей, приветствовавших Христа 20 веков назад, знаем, что ждет Спасителя? Почему мы сегодня также стоим в толпе, восклицая «Осанна в вышних!»? Потому что совсем скоро наступит Воскресение Христово, и со всех сторон будет доноситься пасхальное приветствие «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». А сегодня в благоговении и духовном восторге склоним свои головы перед Спасителем и Царем нашим. Будем помнить Его слова, обращенные не только к Иерусалиму, но и к каждому из нас: «О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему» (Лк. 19:42). В нашей жизни так много дней посещения Божьего, которых мы не видим и не осознаем, что они служат к миру и спасению нашему. Так последуем уже сегодня за Христом, двигаясь через тесные врата по узкому пути к Царствию Небесному.

Автор: Виктория Колтыга

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

24 апр. 2021