«Жертвенник Божественный быв, прося всем Божественнаго сияния». (кондак святому) 25 декабря Православная Церковь чтит память святителя Спиридона Тримифунтского. Сей угодник Божий прославился многими дарами, излитыми на него Щедроподателем Нашим. Действием молитвы явился он яко второй Илия или Иисус Навин, подобно первому испрося однажды у Господа дождь после страшной кипрской засухи и подобно второму яко по суху переправясь через вышедшую из берегов реку – «новый Иордан»; чудотворением он был яко второй Моисей: тот претворил змия в жезл, сей – то же животное в злато; милосердием же был подобен Ходатаю за род человеческий, как Христос сострадая людскому горю, воскресил сына вдовицы, так и сей воскрешал умерших.Много за что можно почитать святителя Спиридона, о чем свидетельствует гимнография. В тропаре святому он прославляется как имевший в сослужении Ангелов, но хотелось бы нам сегодня обратить внимание на истинное богословие этого простеца, не гнушавшегося быть пастырем не только словесных, но и бессловесных овец в епископском сане. Агиографы – богомудрые авторы житий святителя – не раз обращали внимание на не искусность его в науках. Однако он силою благодати Божией смог объяснить единство во Святой Троице! На Первом Вселенском Соборе святитель явил против ариан наглядное доказательство Великого Таинства. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда угодник Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». Это знание, которое Господь утаил «от мудрых и разумных» (Мф. 11:25) явил Он через Своего истинного раба. Но не только это знание, но и иное, которое служит вдохновением и одновременно обличением для многих из нас сегодня. В нашу эпоху всеобщего расслабления как поучителен пример блаженного Спиридона, который, по свидетельству историков Никифора и Созомена, «чрезвычайно заботился о… неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания». Однажды произошло следующее. На о. Кипре было собрание епископов всего острова по делам церковным. Среди епископов находились святой Спиридон и упоминавшийся выше Трифиллий, – человек, искусившийся в книжной премудрости, так как в молодости своей он много лет провел, изучая писание и науки.Собравшиеся отцы просили его произнести в церкви поучение народу. Когда же он поучал, пришлось ему помянуть слова Христа, сказанные Им расслабленному: «встань и возьми одр твой» (Мк. 2:11). Трифиллий слово «одр» заменил словом «ложе» и сказал: «встань и возьми ложе твое». Услышав это, святой Спиридон встал с места и, не вынося изменение слов Христовых, сказал Трифиллию:Неужели ты лучше сказавшего «одр», что стыдишься употребленного Им слова?»Сказав это, он при всех вышел из церкви. Как же склонны сегодня мы ввиду новых тенденций по-своему перелагать слова Небесного Владыки, заменяя их на более известные и понятные слуху! Но не для того ли говорил Господь притчами, чтобы нечто оставалось прикровенным для людей века сего и открывалось избранным. Так открывается и красота церковнославянского языка всякому, кто верит, что наречие (язык), воссозданное по молитве в Пристани нашего спасения, есть вместе с тем – наречие Торжествующей Истины и Правды. Посмотрим же, как отражает русский перевод слова Христовы, которые на церковнославянском звучат как «имущему бо вездѣ дано будетъ и преизбудетъ ѡт неимущагѡ же, и еже мнитсѧ имѣѧ, взѧто будетъ ѡт негѡ» (Мф. 25:29) – в русском же аналоге как «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29) Всякому, кто знаком со святоотеческой экзегезой или попросту христианской традицией понятно, что в данном случае Господь говорит «о благах духовных», дарах Духа Святого (святитель Лука Крымский). Одним из самых бОльших благ является богоподобное смирение, имея которое человек сподобляется и прочих даров, по слову апостола: Бог «смиренным дает благодать» (1 Петр. 5:5). Когда же иной из нас лишается дарований? Согласно русскому переводу все просто: когда «не имеет» [смирения]. Но церковнославянский перевод являет более глубокий смысл «ѡт неимущагѡ же, и еже МНИТСѪ имѣѧ, взѧто будетъ ѡт негѡ» – иными словами, от неимущего будет отъято и то, что он думает, «мнит» иметь. Церковнославянский перевод приоткрывает нам целую завесу, целый духовный закон утрат и потерь. Таким образом, выходит, когда мы мним о себе что-то – тогда и теряем. Известно множество случаев, когда за гордыню, за состояние самообольщения, за мнение, или, как пишут Святые Отцы «дмение», Господь отнимал разум – то есть, то, что человек считал себя имущим… Примеров тому множество. Известный всем Киево-печерский патерик – литературный памятник средневековой письменности содержит житие преподобного Исаакия, который став жертвой бесовской гордости, лишился на время ума своего.В день памяти святителя Спиридона Тримифунтского помыслим о том, сколько наук, языков готов освоить тот, кто жаждет построить земную карьеру… Не подобает ли и нам ради духовной карьеры и почести вышнего звания полюбить освоение того языка, на который богодухновенные учители славянские Кирилл и Мефодий переложили для благодарных потомков Священное Писание. Да поможет нам в том святитель Спиридон, неискусный в науках муж, который познал науку исполнения заповедей божественных.Святителю Отче Спиридоне, моли Бога о нас! Автор: Юлия Ростовцева