О БОГЕ “В ДУШЕ” С РАЗНЫХ СТОРОН


i (2)

Со времен установления первых таинств, одним из которых явилась Святая Евхаристия, «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54) считается непреложной истиной, что вне церковной ограды нет спасения. Позже эта истина нашла выражение в словах святого Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать - тому Бог не отец», а неучастие в таинствах было названо причиной духовного умирания. Между тем, сегодня все чаще можно встретиться с таким умозрением, когда достаточно «Бога в душе» без походов в Храм и участий в богослужениях. Приснопамятный протоиерей Димитрий Смирнов говорил таковым: «попробуйте есть в душе, пить в душе, жениться в душе, получать зарплату в душе», провозглашая таким образом абсурдность заявленного тезиса. Действительно, нередко обладателей «Бога в душе» критикуют за то, что они оставили Его в своей жизни как удобный атрибут, к Которому можно прибегнуть, если пришла какая-то душевная скорбь, заболел кто-либо из близких. Другой современный проповедник рассуждая о подобном состоянии, советовал: «честнее было бы все-таки признаться хотя бы самим себе, что тот бог-в-душе – в душе, которой хорошо и без участия в таинствах Церкви, без чтения Священного Писания, без соизмерения своей жизни с Евангелием, – это не тот Бог, Который говорит с нами в Библии». И действительно, вера в Бога без Церкви и таинств сродни язычеству, основанному на принципе: «ты мне – я тебе». А идолослужители «царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9)

Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Среди обладателей «Бога в душе» наши деды и прадеды, которые пусть и редко крестили лоб, но считали своим жизненным долгом жить по совести, а она есть естественный закон, данный Богом сотворенному человеку (Авва Дорофей). Наши праматери самоотверженно уезжали строить БАМ, шли работать в школы и больницы захолустных уголков необъятной родины, делая ради всеобщего блага то, что не под силу сегодня многим из воцерковленных христиан. Для них было невозможно обмануть, невозможно предать: заповеди Божии были записаны на скрижалях их сердец.

На чем же было основано их благочестие, если в Церкви они не бывали? Сказание повествует о праведниках, которые живя втроем на острове, не знали церковных молитв, но имели чистые сердца. И когда забыли они преподанную им архиереем Господню молитву, то побежали за кораблем его по воде, как по суху ради своей святости. Другой подобный пример рассказывает о подвижнике, который захотел узнать, в какую меру святости он пришел. В ответ ему было сказано, что он не пришел еще в меру двух женщин, живущих в соседнем городе. Монах тут же отправился в путь посмотреть на угодниц Божиих. И по приходе был изумлен тем, что они благоугодили Христу тем, что являясь женами двух братьев и имея одну кухню на двоих, ни разу за всю долгую жизнь не поругались. Эти и другие примеры говорят о том, что сама по себе церковная ограда не спасает, как не спасают стены монастыря. Можно устами чтить Бога, исполняя долгие молитвы, участвуя в продолжительных богослужениях и Таинствах - сердцем же отстоять далече от Христа.

Неизменно важно посещать Храм Господень, участвовать в таинствах. Кто-то мудрый сравнил таинство Причастия с прививкой дерева. Дичок, прорастая сквозь веточку привитого ему культурного растения, остается собой – но плодоносит уже иначе. Но если не стараться при этом неотступно соблюдать заповеди, можно остаться на пути в Царствие Божие далеко позади тех, у кого «Бог в душе».

Автор: Юлия Ростовцева

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

16 нояб. 2020