ИМЯ ДНЯ – АНАСТАСИЯ

мученичества кровьми, Анастасие, венчавшися,

подаеши сущим в нуждах недугов исцеление и спасение

(кондак преподобномученице Анастасие Римляныне)

https://zakupka.com/imgp/ENTBwh_pzEI0k4QiP63XIfvQFIhe0AyNRk4wvZZhObQ-VFzwg1BqmC_KZPbug6J_C2NkIJJx-BwXKEkm8SdPboMItuJdY79t2QRdjRKtAaRexwuwObuWsiEUi9k7LBGX

Христианское имя Анастасия пришло к нам из древнегреческого языка и означает «воскрешение», «возвращение к жизни».

Святые, носящие это имя, жили и в глубокой древности, во времена гонений на христиан в Древнем Риме, и в наш ХХ век, когда уже новые гонения охватили пылающую страданием родную землю…

Случайностей не бывает. И десять из пятнадцати святых Анастасий являются мученицами. Следуя за Христом, они претерпели страдания и мучительную смерть. Тем самым «воскресение», смысл которого содержится в имени, явилось наглядным свидетельством их бесстрашного подвига и любви.

Если посмотреть на внешние приметы, все пятнадцать Анастасий окажутся очень разными. Они воспитывались в разных условиях, имели различные вкусы и увлечения. Носили монашеские рясы и светские наряды, покрывали главу или изящно заплетали волосы, как это было свойственно их эпохе. Но всех этих святых объединяет стойкость в вере, самоотверженность, устремленность Богу и духовная красота. Пожалуй, именно эти качества встречаются чаще всего среди святых Анастасий.

Тут можно вспомнить и преподобную Анастасию – мать преподобного Саввы Сербского, и александрийскую пустынницу, по преданию жившую в мужском монастыре под именем Анастасий, и дочь последнего русского императора Николая Второго. Среди Анастасий есть монахини и есть многодетные благочестивые мирянки – как, например, новомученица Анастасия Лебедева.

Одиннадцатого ноября святая православная Церковь чтит память Анастасии Римляныни. В монастыре, расположенном недалеко от города Рима, проживала благочестивая и благообразная девица. День и ночь она проводила в молитвах. Знатные граждане сватались к ней, но она всем отказывала, оставаясь верной своему Небесному Жениху. Между тем девушке исполнился двадцать один год, и слух о ее красоте разнесся далеко за пределами монастыря. «Обрати внимание! – стали толковать оскорбленные женихи-язычники, военачальнику Прову, – среди бедных безмужних женщин, верующих в Распятого, живет некая девица Анастасия. Подобной ей по красоте – ты не встретишь никого во всем Риме! Так вот. Она не только не хочет иметь мужа, но и насмехается над нашими богами и образом нашей жизни». В те дни царствовал нечестивый Декий, и многим христианам, отказавшимся принести жертву идолам, это стоило жизни.

Пров как фигура, подвластная своему царю и отчасти желавшая видеть писаную красавицу, приказал, чтобы привели Анастасию. Свой допрос он начал с «доброжелательных» слов.

– Имя-то какое… необычное. Анастасия. А что оно значит?

– Анастасия – значит «восстание», так как Бог восстановил меня говорить против тебя до тех пор, пока я не одолею отца твоего – сатану. Знатный военачальник не сразу осознал твердое намерение юной христианки стоять за веру и потому всячески пытался склонить ее к принесению жертвы идолам, поначалу ласками, а не угрозами. Он обещал ей взамен на идолопоклонство славу, роскошь и близкого царскому престолу высокородного и богатого мужа. Но святая отвечала на это, что ее супруг, ее богатство, жизнь и веселие есть Господь Иисус Христос. После этих слов начались страшные и мучительные истязания. Первым из них было растягивание и привязывание святой к четырем столбам вниз лицом, так чтобы под ней был огонь с серой и смолой, в то время как спина ее подвергалась бесчисленным ударам. Затем, привязанной к вращаемым колесам ей переломали все кости и изорвали жилы. Мученице строгали ребра, терзали тело, но она только возносила ко Господу свои мольбы, полные веры и жертвенной любви. Наконец, христовой страдалице отсекли голову. И душа ее с миром вознеслась в селения вечные предстоять у престола славы Того, к Кому она стремилась во дни всей своей земной жизни.

Подобную стойкость являет и другая Анастасия, Узорешительница, которая пострадала во времена императора Диоклетиана.

Не откажется от Христа и веселая девочка княжна Анастасия, четвертая дочь императора Николая II. Вместе с остальными царственными страстотерпцами она будет расстреляна в подвале Ипатьевского дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Почему четвертую княжну назвали Анастасией точно не известно. Это имя не входило в список традиционных царских имен династии Романовых. Возможно, тем самым подчеркивалась вера и надежда на лучшее, на «воскресение» и «возвращение к жизни» всего государства Российского.

И сегодня, вспоминая это удивительное имя, ставшее в наше время особенно популярным, утвердим основы жизни святой, чистой, светлой и… воскрешающей.

Автор: Анастасия Чернова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

10 нояб. 2020