ЯЗЫЧЕСТВО, ПРОНИКШЕЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

ЯЗЫЧЕСТВО, ПРОНИКШЕЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

IMG_256

Многие «маститые» православные, а не только неофиты вместе с православной традицией усваивают и различные языческие представления, словно привнося с собой балласт прежних суеверий в новую церковную жизнь. Таковые не доверяют себя Богу всецело и, подобно, древним идолопоклонникам отдаются на волю слепого случая. Думается, что если бы вещи назывались своими именами, а язычество язычеством, то правоверие потерпело бы меньший урон. Но вера в приметы, встречающаяся внутри церковной ограды, маскируется под благочестие и потому наиболее опасна для исповедующих Христа.

Одна из таких «маскировок» так и называется - «свечное благочестие», разновидностей которого можно насчитать множество. Это и стремление поставить самую толстую свечу «на удачу», и запрет подавать свечку левой рукой, и восприятие коптящей свечи как знака чего-то недоброго. Вспоминается случай, который произошел в храме новосибирского Академгородка. Промыслом Бога, хотящего «всем спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2:4) в церковь потянулся научный сотрудник, преподаватель местного университета. Придя в первый раз в дом Божий, он захотел поставить свою первую свечу Господу, но тут же его осадил недружелюбный возглас: «Не той рукой! Правой подавайте!». Весь драматизм этой истории заключался в том, что пришедший в храм был инвалидом, у него не было правой руки. Не знаем, как впоследствии сложились обстоятельства жизни этого человека, но в первую пору от Церкви он отошел, столкнувшись в Ней с таким проявлением нелюбви.

Другая разновидность суеверий связана с потерей нательного креста или падением висящей на стене иконы. Первого момента касался в своих воспоминаниях патриарх Алексий II (Ридигер), отмечая, что не видит ничего знакового в том, если вдруг пропал нательный крест. Суеверие с иконой не без доли юмора развенчивал ныне покойный протоиерей Димитрий Смирнов на одной из передач телеканала «Союз». Получив вопрос от зрителя, что бы значило периодическое падение со стены иконы преподобного Серафима Саровского, пастырь потратил несколько минут на объяснение того, как правильно подобрать крепление, шуруп и дюбель, чтобы подобного не случалось.

Другую разновидность язычества в православной среде составляет сродни магическому отношение к святой воде. По слову священника Александра Пикалева, многих прихожан необходимо просто «купать» во время водосвятного молебна, чем больше воды - тем больше здоровья, да и отпущение грехов гарантировано. С отпущением грехов многие связывают и так называемый православный челлендж - купание в проруби на праздник Крещения Господня и вообще всякое окунание в святых источниках. Но это хотя и прочно вошедшее в православную традицию, далеко не самое страшное суеверие.

Одним из самых распространенных языческих представлений является некрофобия - боязнь покойников. Так, и сегодня даже среди людей, исповедующих православие, бытует обычай после смерти близкого человека завешивать дома зеркала. И это делается не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного. Всех подобных суеверий не перечесть, но нам бы хотелось обратиться к тому, насколько пагубное действие они оказывают на душу. Еще святитель Василий Великий указывал на вредность истолкования примет, увещевая: «Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, неприлично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существа неразумные». Между тем, и по сей день такими советниками являются потухшие церковные свечи, упавшие иконы и прочее. А чего стоит вера в то, что встреча с монахом и иереем на улице ведет к неудаче? Таковым подобает помнить слова святителя Иоанна Златоуста: «не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь». Опасаться же встречи со священником - есть отголосок язычества: в старину священика боялись, потому что он разрушал идолов рукотворных и мысленных.

Подводя итог, следует сказать: языческие заблуждения противоположны истинному благочестию. Это те негодные «бабьи басни», которых наставляет отвращаться апостол (1 Тим.4:7). Но что печально, сегодня «духовными чадами» различных суеверных бабушек становятся не только люди недалекие, но и просвещенная интеллигенция, образованная молодежь.

Почему же человеку верующему нужно избегать суеверий? Суть нашей веры в доверии Богу. Открывая Ему свои сердца, мы верим, что Творец ведет нас путем свободы и правды, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17), суеверие же порабощает нас суетному миру. Не случайно родилась известная поговорка: «от суеверия рождается неверие».



Автор: Юлия Ростовцева

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

22 окт. 2020