ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА И ЙОГА

https://vedgard.com/sites/default/files/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20-%205404/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%85/21657-43099.jpg

Многие сегодня, ссылаясь на многочисленные стрессы в жизни, увлечены занятиями йогой. Эта индуистская практика настолько распространилась, что немалая часть причисляющих себя к православным христианам, не видят ничего предосудительного в том, чтобы заниматься ей, говоря: «Для меня йога – только физические упражнения». Однако так ли безобидны занятия йогой для правоверных?

Архиепископ Албанский Анастасий, уделивший этому вопросу достаточное внимание, писал, что телесные движения йогина, как правило, тесно связаны с системами медитации, философско-религиозными теориями и аксиомами индуизма, основанных на учении о реинкарнации. Как поясные и земные поклоны православных не лишены смысла, но имеют свой особый духовный посыл, – также и физические занятия йогой глубоко укоренены в религиозной символике. Во всяком упражнении духовном или физическом важна конечная цель. Так вот конечная цель занятий йогой – нечто большее, чем просто хорошее самочувствие. Если первые несколько этапов из восьми ступеней традиционного пути йоги, направленные к «освобождению» еще как-то соотносятся с сознанием, на последних этапах йогин приходит к преодолению самого подсознания. Проходя первые ступени практикующий йогу с помощью аскезы приобретает контроль над своим физическим и «тонким» телами. На высших ступенях он добивается контроля над психикой и постигает искусство сосредоточенного созерцания (медитации). При этом следует ничего не чувствовать, остановить поток своих мыслей, полностью сконцентрироваться в себе на некой точке, войти в состояние транса. И вот тогда в твою внутреннюю пустоту должен войти некий свет, который воспринимается йогином как свет собственной «божественности». Таким образом, эгоистическая сосредоточенность и отрешенность занимает в йоге место синергии, соработничества Бога и человека, которое имеет место в православной молитве. Другое отличие йоги в ее механистичности. Если для достижения сосредоточенной беседы с Богом достаточно как повествуется в Евангелии войти в комнату свою: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6), где под «комнатой», согласно святоотеческим толкованиям, подразумевается не какое-то особое местонахождение, так как апостолом заповедано нам непрестанно, на всяком месте молиться, но особый настрой, связанный с отрешением от суетных мыслей. Иной механизм предлагает индуистская йога, непременным условием которой является овладевание «устойчивой и удобной позой» – асаной. В целях духовного развития важнейшими являются медитационные асаны, то есть, те, в которых позвоночник находится в вертикальном положении (спина, шея и голова составляют прямую линию), а ноги скрещены или подогнуты тем или иным способом. Освоение этих асан, то есть, способность сохранять их длительное время (час и более), позволяет перейти к пранаяме – управлению жизненной энергией с помощью дыхательных упражнений. Именно асаны есть условие длительного сохранения сосредоточенности, без которой не может быть совершенствование в йогической практике. Таким образом, для человека с ограниченными физическими возможностями духовное совершенствование в рамках индуистской религиозной системы затруднено. Йогические упражнения не для всех и потому, что дхараны – фиксации ума на определенном пункте тела – вряд ли сможет достичь человек с неврологическим недугом, которому в принципе сложно фиксировать внимание «на пупочной чакре, лотосе сердца или кончике носа». В рамках христианства же и нездоровый в данном отношении человек способен достичь немалых высот за счет смирения перед самой своей болезнью и посильной молитвы к Творцу.

Цель православной молитвы – это любовь к Богу и ближнему. Согласно традиционным ценностям наиболее близкими для человека является «домашние его», за которых он должен молиться. Однако в рамках йогической цели «освобождения» обременительными для йогина является обзаведение семьей. В «Йога-сутрах» Патанджали эта мысль проводится достаточно четко: «…Для йогина мучительно даже и то, в чем обычно видят наслаждение и счастье. Переживание наслаждения связано с одушевленными (жена, семья) или неодушевленными (дом, вещи) объектами, обусловлено страстной привязанностью и имеет результатом ее укрепление привязанности (рага). Благодаря привязанности формируется «вместилище кармы». Таким образом, постулируется, что вступление в брак, рождение детей препятствует кармическому очищению – одной из основных целей индуисткой йоги. В этой целеустремленности к безмятежности – главное отличие йоги от православной молитвы. Величайший подвижник XX века преподобный старец Силуан Афонский говорил: «Молиться за людей – это кровь проливать». Но именно от такого кровопролития и бегает рядовой йогин, подвиг которого нацелен на то, чтобы отрешиться от проблем человечества и слиться с воображаемым абсолютом. В 4-й, заключительной, главе «Йога-сутр» Патанджали читаем: «В чем же заключается конечное состояние йоги?... Это безмятежность в действиях, равно как и в бездействии. Нет смысла в обязательствах: брать ли на себя ответственность или отвергнуть ее» («Йога-сутры» Патанджали, 4:34) Иные идеалы пропагандирует православное христианство в своем молитвенном устремлении: схимники, которые молятся за весь мир, разумеется, не бегают от ответственности, вымаливая ближних и дальних. Ведь как сказал истинный христианин Ф. М. Достоевский: «всяк за всех виноват». И если православный христианин чувствует ответственность за зло мира и молитвенно оплакивает его, йогин предпочитает просто отстраниться, уйдя в скорлупу свой медитации.

В заключение, хотелось бы привести мнение православного священства: йога может показаться безвредной или даже полезной, но таким образом люди могут начать думать, что есть способ достижения целостности тела и души с помощью человеческих методов, в то время как единственно верный путь к целостности – это вера в Бога, через Иисуса Христа и молитва к Нему.

Автор: Юлия Ростовцева

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

08 сент. 2020