Отношение к старикам, или чем не мила бабушка?

«Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?»

А. С. Пушкин

https://p2.tabor.ru/feed/2016-04-21/7274632/23222_760x500.jpg

Речь пойдет не о тех, кто кормил нас в детстве пирогами и блинами, хотя и о них тоже. Не о тех, кто сочувствовал нашим «маленьким катастрофам». Этих старушек, приумолкших у окна, мы ещё терпим в счёт их прошлых заслуг и добрых воспоминаний. Речь пойдет о тех представительницах пожилого возраста, которые возникают в нашей повседневности на дальних рубежах.

Возьмём церковь. Бабушка – необходимый атрибут любого храма. Она распоряжается в церковной лавке, она следит за свечами и лампадами, за чистотой. Вместе с тем, церковная бабушка имеет в арсенале методы борьбы и за «чистоту духовную»: косой взгляд и разной степени адекватности замечания по поводу неблагообразия женского (и мужского) наряда. Также, некоторые из сообщества бабушек придерживаются весьма сомнительных, полуязыческих религиозных практик с применением воды, соли и других материалов, вплоть до соскобленной с икон краски. Такие факты, вероятно, не добавляют симпатии к ним и притча о ворчливых предрассудочных старушках, отгоняющих паству от Церкви, давно гуляет во языцех.

Церковная бабушка обладает и характеристиками, обыкновенными для всякого пожилого человека: слабеюшая память и мышление, упертость в мелочах, неприязнь к новизне, повторение одних и тех же фраз и вопросов. (Оговорюсь, в равной мере эти характеристики можно обнаружить и у пожилых лиц мужского пола, но самих пожилых лиц мужского пола обнаружить сложнее). Такие характеристики служат предпосылками наступающему или симптомами наступившему старческому слабоумию. Во врачебной среде ходит неутешительный афоризм: «Каждый из нас умрет от Альцгеймера, если доживёт до него». Болезнь Альцгеймера – одна из форм старческого слабоумия, поджидающая большинство людей на склоне лет. Поэтому важно понять: многое из того, чем нас раздражает и отвращает от себя старый человек, церковный или нет – это считываемые нами признаки его приближающейся смерти.

Итак, бабушка не мила нам не своей предрассудочностью, забывчивостью и ворчливостью, но смертью, невольным символом которой она для нас становится в своей предрассудочности, забывчивости и ворчливости. Мы начинаем измерять состарившегося человека той мерой смерти, которую видим в его сморщенном лице, сутулой спине и робкой походке, отгоняя от себя простую мысль, высказанную Господом: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Кривя губы, мы удаляемся от тех, кто преисполнен смерти, забывая, что находимся в одной очереди с ними, только немногим позже.

Христос же поступал иначе, не измеряя людей смертью и не отдавая их ей на откуп. Спаситель Наш не отдалялся, но напротив, стремился к тем, кого захватил в плен этот «последний враг» человечества. Когда умирает друг Иисуса Лазарь, Господь не следует прочь от мертвеца и горя, но идет навстречу со словами: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11). Он идет в дом начальника синагоги, даже тогда, когда отцу девочки сообщают: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк. 8:49). Но Христос упрямо идет вперед, ко всем тем, над которыми смерть и страдание занесли свое оружие, идет, не отворачиваясь и не отступая перед безобразием этих мучителей человеческого рода, потому что врага встречают лицом, только так его можно победить.

Вспомните об этом в следующий раз, когда вам захочется выйти прочь, потому что бабушка стала вам не мила.

Автор: Осин Антон

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

10 авг. 2020