ВОЗДЕРЖАНИЕ СЕГОДНЯ: А НУЖНО ЛИ?

«Воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования – любит Господь; потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение»

(святитель Василий Великий)

https://sun3-12.userapi.com/Rmc0n1s65OVvO29AwTCU_1NGf4_iDa3ksbLDYw/Xru0vyJl4W0.jpg

Воздержание согласно апостолу Павлу – один из плодов Духа (Гал. 5:23). Однако сегодня значение этого духовного плода всячески нивелируется обществом: самоконтроль, ограничение, умение сдерживать желания – непопулярны, так как вся мировая экономика базируется на продаже предметов удовольствия, а реклама на призыве «брать от жизни все».

Рекомендует позволять себе «невинные слабости» сегодня и практическая психология. Считается, что ограничения препятствуют самопознанию и восприятию мира во всех его красках. Известный психолог М. Лабковский в своей книге «Хочу и буду» говорит: «Смысл жизни – в самой жизни. Цель жизни – в том, чтобы получать от неё удовольствие». Попутно автором провозглашается не только вседозволенность как личностный ориентир, но и дискредитируется сама борьба со страстями: «Я не люблю вот это “бороться с собой”. Когда человек борется с собой, он сам себе проигрывает». Но без борьбы с собой, умения обуздать свои хотения невозможно говорить о силе характера. Даже непричастные к христианскому миру в 3 веке до нашей эры понимали это, говоря: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве».

C наступлением христианской эры Святые Отцы подвергли всяческому изучению вопрос воздержания. Они, прошедшие опытным путем школу борьбы с похотьми, в отличие от психологов, дают ответы на вопрос о необходимости этой стороны жизни; разъясняя на примере, что воздержание в еде обуздывает язык, угашает раздражительность и гнев, препятствует похотливым движениям души и тела. Воздержный более владеет собой и, как следствие, более соответствует тому высокому званию – «человек» – которое носит. Напротив, в какое жалкое и (что там?) полускотское состояние может прийти человек, который последует своим «невинным слабостям».

Не пить, не курить, не объедаться, уклоняться от крика, сквернословия и блуда – сегодня уже не привилегия христиан, а норма добропорядочного человека. Многие для себя решили не поддаваться вредным привычкам и пагубным страстям, независимо от отношения к вере. Но как выигрывают перед этими «многими» христиане, которые уклоняются от прихотей и грехов ради Христа! Они как великие искусники получают не только телесное и духовное здоровье, но и нетленные венцы от Господа, по слову апостола Павла: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» (1 Кор. 9:25). Это сродни тому, как если бы два ребенка ради сохранности своих ног не ходили по стеклу, но второй из них, символизирующий собой верующего, получал бы за это от своего отца еще и подарки и сладости.

Для множества христиан сегодня «воздержание обдержательное» не духовная обуза или ярмо – но способ пребывать с Господом на земле и в вечности. А в свете вечности отказ от каких-то «невинных прихотей» уже не выглядит драмой, но превращается в благоприятную жертву ради Любимого.

Авторы: Виктория Колтыга и Юлия Ростовцева

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

31 июля 2020