yandex

Исихазм и «Троица» Андрея Рублева


http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkhIbsoiE9BDVxDjzdIhlyyqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

17 июля православная Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева, вершинным произведением которого является икона «Святая Троица». Известный живописец был монахом, прошедшим школу уединенной молитвы, послушания и смирения, представителем движения исихазм, от греческого «исихия» («спокойствие, покой, безмолвие»). Представители исихазма учили, что Слово Божье постигается в молчании и в созерцательной беседе с Богом. С внутренней стороны первой целью исихазма было стяжание внутреннего совершенства и «ангельского жития». Вне данного духовного движения не может быть правильно истолковано иконописное произведение Рублева.

В литературе икону «Троица» называют «классикой русского исихазма». Андрей Рублев меняет устоявшийся канон изображения священного события – посещение Авраама тремя ангелами – специально не изображая еврейского патриарха с его женой – Саррой. Исключая ветхозаветных персонажей, Рублев обрубает последние связи с миром явлений – икона становится полностью надмирной. Остаются только символы: три – вне таинственного круга и один – внутри. Средоточием же священного полотна является чаша с агнцем, символизирующая жертвенную, объединяющую весь мир любовь. Влияние исихазма явственно видно и в другом: все исследователи рублёвской «Троицы» едины в том, что изображения ангелов привлекают внимание сочетанием глубокого внутреннего спокойствия и необычайной одухотворённости. При этом настроение бесконечности, безмолвия присуще не только ангелам, но и дереву, скале, дому, краски чисты и гармоничны.

В «Святой Троице» преподобный иконописец смог выразить национальный духовно-нравственный идеал – живую сущность древнерусской традиции. До появления Рублевского шедевра древнерусскому обществу догмат триединства еще не мог быть вполне понятен ни в богословском, ни в религиозно-философском отношениях. Рублевская «Святая Троица» явила собой равно понятный всему обществу символ всеобъемлющего духовного единения: небесного и земного, духовного и материального, Бога и человека.

Автор: Абрамова Елена.

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

17 июля 2020