Да исправится молитва моя! (размышление о стихах 140 Псалма)

Те, кто бывал на Литургии Преждеосвященных Даров, помнят, что, пожалуй, самым торжественным моментом службы является коленопреклоненное исполнение песнопения «Да исправится молитва моя». Хор у амвона поет стихи, а священство в алтаре рефрен-припев. Давайте вместе подумаем о содержании этого глубоко поучительного псалма.

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rks0-Y1dCym_bTWkUTn0B4dKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Преклонив колена Господу, Присутствующему в Святых Дарах, воспеваем эти слова. О, если бы мы в полноте осознавали, как близок Он к нам, и как далеко отстоим мы от Него! Тогда, может быть, горячее угля была бы душа на молитве, благоуханнее ладана стали бы прошения наши Господу. Но вот отворились Царские Врата, и хор исполняет первый стих:

«Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя»(Пс.140:2).

Небо - престол Божий, пред престолом Его в храме и мы, словно на небесах, очи Его взирают на нас. Земля - подножие ног Его. Господи! Приклони и к нашей молитве ухо Твое, как преклонился Ты к прошениям хананеянки, просившей об исцелении, как внял просьбе слепца иерихонского.

Молитвы наши подобны пустому бормотанию, пения наши как расстроенное пианино, потому что «Заколающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал - то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». (Ис.66:3).

Господи! исправь молитву нашу, пусть душа станет раскаленной от любви к Тебе - кадилом, а молитва да будет ладаном, горящим и благоухающим. Дым от кадила заполняет храм - пусть заполнит молитва воздух, душа должна дышать молитвой. Что положил я сегодня в кадило своей души? Навоз суетных мыслей и грязь человеческого невнимания...

«воздеяние руку моею жертва вечерняя»

Вечерняя жертва - это время избавления; время, когда по закону Моисееву нечистый перестает быть нечистым; вечерняя жертва была принесена пророком Илией для посрамления язычников. «Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззвал на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему». (3 Цар.18:36). Господь наш, Иисус Христос, совершил преломление хлеба на вечери любви. Вечерняя жертва, о которой поем мы, это вечеря любви христиан, Божественная Евхаристия. Да приимет Господь из рук наших дар, приносимый Ему - Литургию, которую служим сегодня, это величайшее словесное жертвоприношение!

«Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих»

В древних городах всегда были ворота, а у ворот - охрана, которая, когда нужно, открывала и закрывала их. Дверь без охраны всегда будет открыта, а охрана без двери бесполезна. Поэтому мы вместе с псалмопевцем просим, чтобы Господь даровал нам охрану - разум и дверь - совет.

Есть время молчать, и есть время говорить; есть время учить и время учиться. Когда кто-то осуждает ближнего, то в ответ лучше промолчать, не вступать с ним в осуждение; другой ропщет на власти - лучше с ним вместе не роптать; третий - сквернословит. Не впускайте «мат» ни на уста, ни в сердце, ни в душу, иначе он осквернит все существо. Сквернословие - мерзость. Нужно бежать от него как от огня; как от грязных помоев отмываться, если произнес такое слово.

«Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех»

Сложная церковно-славянская фраза «непщевати вины о гресех» переводится как «придумывать оправдание грехам». Господь наш сказал, что «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления-» (Мф.15:19). Мы привыкли к тому, что мысли только в голове, а все остальное в теле человека как бы бездушно. Таким наше мышление сделала наука. Чтобы понять Псалтирь Давида, нужно научиться мыслить, как ее автор. Для пророка Давида сердце - это не просто кровяной насос, оно чувствует, оно мыслит, оно может быть чистым, может и уклониться в греховные лукавые слова. Сердце тоже мыслит, оно может сокрушаться и веселиться, может быть мудрым, а может и «ожиреть» или стать твердым как камень. Для Давида мышление сосредоточено не в голове, не в мозге, а именно в сердце - оно является средоточием чувств и разума. Но сердце есть не только у человека, оно есть у Бога, как говорит Иов: «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее,» (Иов.34:14).

«Не уклони сердце мое в словеса лукавствия» - значит не уклони чувства и и разум мои в лукавые слова, оправдывающие грех. Сложно ли придумать оправдание греху? Не сложно, тем более, что люди занимаются этим с самого начала своей истории. Адам оправдался, свалив вину на Еву, Ева свалила вину на змея. А змей на кого свалит вину? На тебя, грешник. Свободная воля порождает ответственность, сколько бы человек не оправдывался, в своих грехах всегда будет виноват он сам.

А тем временем наш хор исполняет последний рефрен «Да исправится молитва моя», служба Преждеосвященных Даров движется к моменту перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, которое означает путь Господа от Голгофы к горе Елеонской, от Распятия к Воскресению и Вознесению.

И да исправит Господь молитву нашу, чтобы нам стать достойными причастниками Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа!

Священник Валерий Варнашов

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

06 апр. 2020