5-я Неделя Великого поста – Неделя преподобной Марии Египетской

«Во дни Великого поста всегда Церковь нам предлагает для назидания её жизнь, чтобы мы слышали чудную повесть жизни её, чтобы мы разумели, что мы ещё ничего не достигли в жизни. Борьба продолжается. Мы телом, даем обет Богу, телом не грешим, а помыслы, тяжкие помыслы греховные: блуд и прочая мерзость, подозрительность на людей – всё это тяжко мучит нас в жизни нашей земной. И если мы не будем бороться – мы погибнем от этих помыслов…».

Схиархимандрит Зосима (Сокур)

http://www.satino-hram.ru/jpg/58d6ac4ded152.jpg

В 5-ю Неделю Великого поста, начинающей 6-ю Седмицу – последнюю Седмицу перед воспоминанием Страстей Христовых, Церковь дает нам образ той святой, подвигу которой удивились ангелы, которая прошла длительный путь покаяния и очищения своей души – образ преподобной Марии Египетской.

О преподобной Марии Египетской мы знаем из жития, что она родилась в IV веке в Александрии, и ещё в юности обрела славу женщины «дурной жизни», соблазна и погибели. Сама о себе она так рассказывала преподобному старцу Зосиме, встретившему её в пустыне: «Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми не ради подарка или платы, так как ни от кого ничего не брала, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть. Не думай, что я была богата – нет, я жила в нищете, часто голодная пряла охлопь, но всегда была одержима желанием еще более погрязнуть в тине блуда, я видела жизнь в постоянном бесчестии».

Однажды, оказавшись в Иерусалиме, она захотела поклониться Животворящему Кресту Господню. И, совсем не думая о своей греховности, она дерзновенно захотела войти в храм. Но какая-то сила внезапно ее остановила. Всякий раз, когда преподобная Мария приближалась к вратам, она, к своему удивлению, была отброшена. Ужаснувшись, она искренне обратилась к Матери Божией за помощью — и была допущена в храм. Но выйдя из храма, она уже более не вернулась к прежней позорной жизни. Мария Египетская ушла в пустыню и там провела в неописуемом подвиге, в совершенном одиночестве всю свою остальную жизнь до самой смерти. Её новая жизнь не была жизнью бесплотного существа, но была поистине жизнью воплощенного духа, ожившего покаянием и благодатью.

Практически у каждого человека есть тот или иной порок, та или другая страсть, которая владеет им, и святые отцы говорят, что прежде всего нужно бороться против нее. «Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому нужно именно против неё вооружиться, особенно же, если это домашний враг, ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы» (Лествица, Слово 15, 41).

У преподобной Марии Египетской такой господствующей страстью была страсть блуда. О своей борьбе с ней она рассказывала так: «Поверь мне, отец Зосима, что 17 лет прожила я в этой пустыне, борясь со своими безумными страстями, как с лютыми зверями… Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте: мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь я не имела и воды, и изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла». И даже это еще не самое главное, что было у нее в отношении владевшей ею страсти. «Огонь страсти загорался во мне и опалял меня, понуждая к похоти». «Когда на меня находил такой соблазн, то я повергалась на землю и обливалась слезами, представляя себе, что предо мной стоит Сама моя Поручительница, осуждает мое преступление и грозит за него тяжелыми мучениями. Поверженная на землю, я не вставала день и ночь, пока тот свет не озарял меня и отгонял смущавшие меня мысли. Тогда я возводила очи к Поручительнице моей, горячо прося помощи моим страданиям в пустыне, – и, действительно, Она мне давала помощь и руководство в покаянии. Так провела я 17 лет в постоянных мучениях. А после, и до сего времени, Богородица во всем моя Помощница и Руководительница».

Что же в итоге обрела преподобная Мария Египетская? В итоге она обрела чистоту души. «Чистота, – говорит Иоанн Лествичник, – нас усвояет Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными».

Согласно житию преподобной, когда она встретилась в пустыне со старцем Зосимой, то обладала чистотой души в такой мере, что, не читая никаких книг, она знала Священное Писание. На вопрос Зосимы, чем она питается, она отвечала: «Питаюсь и покрываюсь всесильным словом Божиим, ибо не о хлебе едином жив будет человек».

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей в 5-ю Неделю Великого поста произнёс такие слова: Нам не под силу поднять такой подвиг, но каждый из нас может сделать то, что ему под силу. И мы должны помнить, как апостол Павел говорит, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. Но не той ленивой, бесплодной немощи, которой мы страдаем, которая нас мучает и губит, а в другой немощи — богоприимной, в той гибкости и слабости, которая рождается в человеке от сознания, что ему не достичь того, о чем он мечтает, единственного, к чему он стремится, своими силами, но что силой Божией он этого может достичь. И тогда Господня сила нашу немощь наполняет, как ветер наполняет хрупкий, слабый парус, который, однако, может привести к пристани корабль. Это — богоприимная немощь, которая заключается в том, чтобы уже на себя не надеяться и отдать себя послушливо, кротко, в руку Божию, исполняя Его волю только Его силой, и тогда все делается возможным: сила Божия в немощи совершается.

В этом ряду евангельских чтений, победоносных недель надежды, которые нас влекут сейчас к Страстным дням, когда уже будет время ни веры, ни надежды, но время зрения Божественной любви, — как должна нас укреплять святая Мария своим образом, своим примером! Аминь».

Источник:

  1. http://uspeniya.cerkov.ru/?s=мария+египетская
Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

04 апр. 2020