yandex

Маленькое напоминание о большом грехе

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно».

(Лк. 21:34)

Курочка гриль, томленая говядинка, сыры всяческих сортов, икорка, молодая картошечка, зажаренная с грибами, зелень и фрукты экзотические, торты и шоколад, и, конечно, доброе вино… Да побольше всего, чтоб вдоволь! Представляешь такую красоту, и даже как-то радостнее становится. И тут «здравствуйте» - чревоугодие занимает первое место среди восьми главных греховных страстей. Хотя об этом пишут православные аскеты, а людям простым может и не стоит так уж воздерживаться в своей диете? Давайте разбираться.

В Библии есть немало мест, где упоминается излишнее пристрастие к пище. Излишнее означает – затмевающее все остальное. Апостол Павел прямо говорит: «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3:19).

Но как определить – я просто люблю покушать или все-таки возвожу еду в некий культ? Есть два простых критерия, понятных каждому из нас… правда, часто мы не обращаем на них должного внимания. Первое – портится здоровье. Поели, но вместо прилива энергии чувствуется упадок сил, а позже приходят и другие, совсем уж неприятные симптомы. Второе – мы замечаем, что все больше и больше ленимся, как в физическом плане, так и в духовном. К примеру, объелся на ужин - «до свидания», вечернее правило.

Именно поэтому чревоугодие так опасно – оно в прямом смысле «оскотинивает» нашу душу, и все потуги о духовном сходят на нет. А там, где отсутствует стремление к Богу, обязательно появится стремление к противоположному.

Вспоминается такой персонаж нашей классики, как Стива Облонский – брат Анны Карениной. Жизнерадостный, цветущий, со всеми находящий общий язык – не человек, а «картинка». А как он любил поесть! Лев Николаевич так описывает обед Облонского и Левина: «Что ни говори, это одно из удовольствий жизни, – сказал Степан Аркадьич. – Ну, так дай ты нам, братец ты мой, устриц два, или мало – три десятка, суп с кореньями… Потом тюрбо под густым соусом, потом… ростбифу; да смотри, чтобы хорош был. Да каплунов, что ли, ну и консервов». И это еще не конец, дальше идет выбор вина, сыров - в общем, всего не перечислишь. Интересно другое – столь обильный и разнообразный обед происходит на фоне семейной трагедии в жизни Стивы, трагедии, которую он даже осознать не может. Является ли именно чревоугодие причиной такого его греховного восприятия мира? Наверное, нельзя так сказать, а точнее – не в одном этом дело. Но Толстой не зря показывает гастрономические радости своего героя среди грязи, в которую тот окунул собственную семью.

Чревоугодие – это расслабленность, попустительство плотской страсти. А если начинаешь давать себе послабление в одном, мало-помалу придут послабления во всем остальном. Как говорил святой Исаак Сирин: «Кто пренебрежительно смотрит на малый грех, тот впадет в большой». Значит надо внимательно следить за собой даже в таком безобидном деле, как прием пищи.

А потому, братия и сестры, хочется еще раз обратить наше внимание на то, что стремление питаться умеренно и разнообразно, но без привередливости, является крепким основанием - как для телесной, так и для духовной бодрости. И именно сейчас, в преддверии Великого поста, очень многим из нас стоит крепко задуматься об этом и, может быть, что-то изменить в своей жизни.

Автор Елизавета Захарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

13 февр. 2020