D:\ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА\Конференция\православный взгляд на буддизм\156656.p.jpg

Часто в поисках здоровья, жизненного благополучия, саморазвития и изменения себя, а то и развития в себе каких-нибудь тайных способностей, современная молодежь, да и нередко многие взрослые люди, начинают заниматься всевозможными восточными практиками, в особенности йогой.

Сейчас йогу рекламируют и рекомендуют и в качестве комплекса упражнений, и как методику, которая поможет предотвратить различные заболевания, исцелиться от уже имеющихся болезней, научить владеть собой, влиять на других, а также дать приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы и упражнения, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и системы пищеварения, давления, памяти. Многие полагают, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время безопасно признавать ее уникальной системой физического и психического развития.

Один из авторов ссылается на четыре вида йоги: Голливудская Йога, Гарвардская Йога, Гималайская Йога и Культовая Йога.

1. Голливудская Йога, как это следует из названия, направлена на достижение внешней привлекательности, хорошей физической формы и долголетия.

2. Гарвардская Йога нацелена на ясность ума, концентрацию и душевное равновесие.

3. Гималайская Йога не укладывается в рамки двух предыдущих и направлена на достижение особого состояния, известного как самадхи (погруженность).

4. Культовая Йога в центр внимания ставит харизматических гуру. Считается, что просвещенность нисходит только одним прикосновением гуру к ученику, который поклоняется ему или ей, как Богу.

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии. Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога, с ее системой психофизических упражнений, ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Буквально слово «йога» переводится как «узы, связь». Это значит связывание своей воли и возведение ее к божеству (Шиве). Все направления йоги взаимосвязаны, как ветви одного дерева, которое своими корнями снисходит в те же области духовного мира. Это учение отражено в древних книгах Бхагавад-гиты и Йога-сутрах Патанджали.

Физические упражнения, развитые в йоге, по своей сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека. «Йогические» упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация – такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают и свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги – раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и, таким образом, выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги – духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать».

Здесь мы сталкиваемся с одним из самых больших искушений. Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории и самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна, желание обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Православный религиовед, священник Михаил Плотников, много лет посвятивший изучению религиозных традиций Индии, делает следующий вывод: «Говоря о духовной опасности от занятий йогой, можно кратко сказать так: если будешь заниматься настоящей индуисткой или буддисткой йогой – впадешь в самообольщение – будешь считать себя «богом», а если будешь заниматься ньюэйджевской йогой также впадешь в прелесть… От занятий фитнес-йогой серьезных духовных последствий нет, впрочем, как правило, фитнесом занимаются люди, которые вообще не живут никакой духовной жизнью…»

Архимандрит Софроний (Сахаров) в молодости отдал занятиям йогой, – и не просто физическими упражнениями, а с глубокой медитацией, – более семи лет своей жизни. Впоследствии он раскаялся в этом и писал об этом так: «По моем новом обретении Христа, мой «восточный» опыт, длившийся приблизительно семь или восемь лет предстал моему духу как самое страшное преступление пред любовью Бога, Которого знала моя душа с раннего детства».

Какой же эффект приносит по сути йога и медитативная практика? Часто сами представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает их внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться в своих грехах и освободиться от них. Таким образом, человек уже достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные грехи, про которые он не вспоминает. На самом деле, душевное беспокойство может быть показателем того, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора. И здесь можно привести слова одного из специалистов по йоге: «Думать о йоге, что это просто физкультурное движение, равносильно тому, что «говорить, будто крещение – это просто упражнение под водой», – пишет Свами Парам, представитель ашрама Академии классической индуистской йоги и дхарма-йоги в Манахавкин (штат Нью-Джерси).

Отвечая на вопрос о различиях между медитацией и православной молитвой, старец Паисий Святогорец привёл такой пример: «Предположим, что последователь восточной религии сидит на морском берегу и занимается «самоконцентрацией». Если в то время, как он занимается своим деланием, в море будет тонуть человек и кричать: «Помогите!» – то последователь восточного культа останется совершенно равнодушным к его крику. Он даже не пошевелится, не сойдет со своего места, чтобы не лишиться наслаждения, которое испытывает. А вот если бы на его месте находился православный монах, который творил бы Иисусову молитву, то, услышав крик утопающего, он тут же отложил бы в сторону четки и бросился в море спасать человека».

Автор Сарра Биллер

Литература и источники

1. http://www.pravmir.ru/kak-рravoslavnomu-otnositsya...

2. Архиеп. Анастасий (Яннулатос). Йога / http://www.pravoslavie.ru

3. Свящ. Михаил Плотников. Йога для христианина –путь к оздоровлению или к вероотступничеству? // Можно ли быть хорошим и не спастись? М., 2011. С. 275–276.

4. http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_plotnik...

5. Свящ. Михаил Плотников. Йога для христианина… С. 281–282.

6. Иером. Серафим (Роуз). Православие и религия будущего, гл. 13 / http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/rose_prb/rose...

7. Митр. Иерофей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой Горы. СТСЛ., 2006. С. 45–48.

8. Архим. Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. М.. 2000. С. 53–54.

9. http://www.pravoslavie.ru/80983.html

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

03 февр. 2020