Преподобный Антоний Великий и происхождение монашества

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15–16).

https://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=49ccb19a26e2bb8563381614d190bc94-l&n=13

Истоки возникновения монашества часто возводят к ветхозаветным назореям и ессеям, но активное развитие монашества связано с окончанием эпохи гонений при Константине Великом и внешним расцветом христианства. В то время благочестивые люди, ищущие сугубого подвига, устремились в монастыри, чтобы через аскетические труды стать добровольными мучениками христовыми. Причина в том, что положение Церкви значительно изменилось тогда, как христианство было объявлено господствующим в Империи. Получив полную свободу в своей жизни и действиях, отправляя государственные должности, христиане среди Империи, жизнь которой, законы, обычаи, нравы, увеселения – все было проникнуто язычеством, теряли первоначальную чистоту жизни. В период, когда над христианами постоянно висел меч гонителей, верующими становились только по истинному расположению, а теперь немало было примеров, что только лишь земные выгоды заставляли вступать в общество христиан. Посему нечего удивляться, что в членах Церкви уже не видно было той нравственной чистоты, какою ознаменована первенствующая Церковь. Попытка сохранить чистоту христианства и привела к расцвету монашества.

В IV веке в египетской пустыни уже было монашество трёх видов – отшельническое, общежительное и скитское. Отшельники жили поодиночке, монахи общежительных монастырей – большими группами, монахи скитов группами по два-три человека. Родоначальником египетского отшельничества традиционно считается преподобный Антоний Великий (ок.251 – ок.356).

Из жития святого Антония узнаём, что ещё в юности он услышал в церкви слова Христа: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» (Мф. 19, 21). Эти слова так поразили молодого юношу, что он раздал своё имущество и начал вести подвижнический образ жизни – сначала у себя дома, а затем в пустыне, куда он удалился и где провёл двадцать лет в уединении, преодолевая различные искушения от диавола. Когда об Антонии стало известно многим, к нему начали стекаться ученики. В итоге, по словам святого Афанасия Великого, пустыня постепенно превратилась в город: «Монастыри в горах подобны были скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, любителей учения, постников, молитвенников… Представлялась там как бы особая некая область богопочетания и правды. Не было там ни притеснителя, ни притеснённого, не было укоризн от сборщика податей; подвижников было много, но у всех одна мысль – подвизаться в добродетели».

До нас дошло двадцать поучений Антония к монахам. Они были кратки и просты. Например: «Прежде всего, мы должны веровать в Господа нашего Иисуса Христа, должны почитать Его, повиноваться Ему и не уподоблять никакой твари, будет ли она на небе вверху, или на земле внизу. Будем, братия, ходить в страхе Божием. Нет ничего превосходнее страха Божия, страха Господа нашего Иисуса Христа. Страх Господень руководит к великой славе и благодати, и тот, кто боится Бога, благоугоден Ему. Кто имеет страх Господень, тот имеет сокровище духовных благ, тот свободен от вечных наказаний, уготованных грешникам. Страх Господень изгоняет из души всякое коварство и всякий грех. Напротив, кто не боится Бога, тот впадает в многие беззакония. Находясь в человеке, страх Господень сохраняет и оберегает его, доколе он не оставит сего тела и не соделается наследником небесных благ».

«Священное Писание говорит: лучше муж долготерпив, паче крепкого (Притч.16:32). Итак, будем долготерпеливы, поелику в долготерпеливом Бог обитает».

«Будьте незлобивы. Незлобие источник жизни вечной. Незлобивый подобен Богу; он жилище Святого Духа. Кто незлобив, тот получает славу и честь в сем и будущем веке, и имя его в род и род. А коварство погубляет душу, оскверняет тело, причиняет много зла и порождает порочные мысли. Коварный угождает дьяволу и его сообщникам. С коварным человеком не сообщайся и даже не прикасайся к нему, но удаляйся от него как от гниющего трупа. Лучше жить в пустыне с зверями, нежели с коварным человеком. Он дружественно разговаривает с тобою, но как скоро ты сделал что неприятное для него, он неожиданно погубит тебя».

«…Блажен тот человек, который хранит свой язык, который предохраняет себя и от малых грехов. Любите молчание, ибо молчаливый человек близок к Богу и Ангелам. Кто обуздывает язык свой из опасения нарушить какую-либо заповедь Господню, того Бог помилует в последний день суда».

«Если неопытный человек спросит вас о том, что может принести пользу душе его, отвечайте ему. Если же видите, что ответ ваш не будет назидателен, то уподобляйтесь глухим, как бы вы ничего не слыхали, – и немым, как бы вы никогда не говорили».

«Дети! Паче всего старайтесь приобрести внимание, и приобретши не оставляйте его. Кто приобрел духовное внимание ко всему, у того ум сделался здрав, страсти не могут получить власти над ним. Если имеющий внимание и впадет в грех, то бдение и внимание тотчас обратят его к добродетели. Имеющий внимание делается местом упокоения для Святого Духа, счастливо оканчивает поприще жизни сей и удостаивается войти в обитель Святых».

Желание быть совершенными во всем при начале подвижничества затрудняло многих из братии. Посему Антоний дал мудрое правило: кузнец, взяв кусок железа, наперед смотрит, что ему делать, косу, меч или топор. Так и мы наперед должны помышлять, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться.

Предузнав свое отшествие к Богу, он пришел в последний раз в свой монастырь, чтобы проститься с братией. Когда все собрались, он обратился к ним с последним наставлением: «Выслушайте, возлюбленные дети, последнее наставление отца вашего. Я более не увижу вас в сей жизни. Мне уже сто пять лет; сама природа дает знать о сроке разрешения моему телу». Услышав это, иноки горько заплакали, стали обнимать и лобызать старца. «Не плачьте, – сказал Антоний, – неуклонно идите избранным вами путем, сохраняйте чистоту душевную, не имейте общения с еретиками, особенно с арианами, и твердо держитесь правой веры в Господа Иисуса Христа, и преданий Святых Отцев».

Память преподобного Антония Великого празднуется в православной церкви ежегодно 17(30) января.

Литература и источники

  1. П. С. Казанский. История православного монашества на Востоке.

m-istoriya-pravoslavnogo-monashestva-na-vostoke.htm

  1. m-drevnexristianskij-asketizm-i-zarozhdenie-monashestva.htm
  2. Преп. Иоанн игумен синайской горы. Лествица, возводящая на небо. УПЦ МП 2007 г.
  3. Епископ Иларион (Алфеев). Православие. Том 1. М. 2008 г.
  4. Афанасий Александрийский. Житие святого Антония (Творения. Т. 3, С. 192; 214-215).
Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

30 янв. 2020