yandex

«Крещается раб Божий..»

«…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14)

Рождение ребенка в семье – всегда событие радостное, как для родителей, так и для ближайших родственников. Рождение христианина, через Таинство Крещения не менее радостное событие как для самого крещаемого, так и для Отца Нашего Небесного. Очень важно подойти к этому событию со всей ответственностью и трезвостью. Подготовиться к Таинству, пройти курсы катехизации, установленные Церковью перед Крещением, определиться с именем маленькому христианину.

Выбор имени новому члену семьи – процесс волнительный. Кто-то нарекает дитя по святцам, кто-то делает упор на благозвучность имени и отчества, кто-то называет в честь любимого святого, а кто-то руководствуется при выборе имени его красотой и экзотичностью. Однако, придя в Храм с желанием покрестить ребенка, последние могут столкнуться с тем, что им предложат выбрать имя созвучное выбранному, но находящееся в святцах. Для некоторых родителей, особенно тех, кто только делает первые шаги в Храм, это может стать неожиданной новостью. Как так? Ребенок по документам, например, Марат, а его предлагают покрестить Марком. Некоторые это делают специально, давая ребенку «двойное имя», хотят «уберечь» его от сглаза, порчи и всякого-рода магического воздействия. Такой поступок с христианской точки зрения не может быть одобрен, по той простой причине, что идет вразрез со Священным Писанием, где сказано, что только один Господь имеет власть над всеми: «И Ему дана власть, слава и царство..» (Дан. 7:14), и только в Его силах попускать или нет определенные события. «Все от Бога, – и благое, и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению» (преп. Ефрем Сирин).

Однако есть те, кто искренне недоумевает, почему Церковь отказывается крестить под выбранным родителями именем и предлагает другое, созвучное, когда даже согласно библейской традиции наречение имени было прерогативой родителей. Подтверждение этому мы можем увидеть, например, в сочинении «О священнодействиях и таинствах церковных» святителя Симеона Солунского: «запечатлевает его иерей крестным знаменем на челе, устах и груди и со священной молитвой дает ему имя, избранное родителями, которые участвуют в обряде крещения». Так по какой же причине родителям обычно предлагают заменить имя на созвучное?

Все дело в том, что в русской православной церкви сложилась традиция, которая предписывает крестить, выбирая имя из святцев. Считается, что святой, в честь которого назван младенец при крещении является для него небесным помощником, покровителем и молитвенником. Канонически эта традиция не закреплена, но сохраняется вот уже из столетия в столетие. Буквально пару веков назад традиция с наречением имени была более «строгая», младенца называли в честь святого, в день памяти которого он родился. Если же их было несколько, родители могли выбирать. С именами для малышек было сложнее, по причине того, что женских имен в святцах не так много и новорожденная девочка могла быть наречена именем святой, память которой праздновалась за день – два до рождения или после. Такого строгого обычая сейчас придерживаются старообрядцы поморского и часовенного согласий. Православная же Церковь более лояльна по отношению к своей пастве и «не привязывает» дату рождения ко дню почитания святого. Тем самым предоставляя родителям возможность сделать выбор самостоятельно, но с небольшими ограничениями.

Однако, современные святцы далеко не полные, в них запечатлены не все имена прославленных святых. К тому же сложившаяся в Русской Православной Церкви традиция наречения имени по святцам не всегда учитывает многообразие практик и традиций, сложившихся в других Поместных Православных Церквах. Поэтому 26 декабря 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос о разработке документа «О возможности принятия Крещения с сохранением национального имени». Изучив проблематику вопроса, комиссия постановила: «Имея в виду, что Священное Писание относит наречение имени новорожденного младенца к правам родителей, и учитывая, при этом, традиции Православной Церкви, обратить внимание духовенства на возможность беспрепятственного — по усмотрению родителей — наречения младенцев (и последующего их крещения) именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей. Тем самым, дав бОльшую свободу родителям в выборе. Однако, стоит отметить, что данное предписание распространено на сохранение национального имени при Крещении, а не введению «новоиспеченных», коих было достаточно в советское время, да и сегодня можно встретить: Даздраперму (сокращенно от «да здравствует первое мая»), Октябрину, Владлену (сокращенно от имени Владимира Ленина). Так что вводя своего ребенка в жизнь христианскую, будьте благоразумны в выборе имени.

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

17 янв. 2020