О монашеском уставе Василия Великого

“Добытое трудом с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает”.

(Святитель Василий Великий)

D:\Иулитта\ВБК\ВКР\практика\аскетика\подземные-монастыри.jpg

Древний подземный монастырь в Каппадокии, основанный Василием Великим

Когда Василий Великий устраивал свою киновию в Понте, он многое взял из уже известных на тот момент ему обителей. И при составлении своего устава святитель многое внёс в него из других уставов, уже существовавших в то время в обителях на территории Египта и Александрии.

Заслугой Великого пастыря является не только то, что он стал основателем монашества в Каппадокии, но и то, что он дал ему настоящий устав своими монашескими правилами. Василий Великий был и организатором иноческой жизни, и творцом общежительного предания. В Египте он познакомился с двумя формами подвижничества: с отшельничеством и с общежитием, но в полной мере он не был удовлетворён ни одной из них.

Жизнь духовно слабых иноков, лишённых опытного руководителя, в полном уединении представляла большие опасности: некоторые впадали в прелесть и даже сходили с ума. Василий Великий считал, что уединённая жизнь преследует только цели спасения своей души и не заботится об исполнении важнейшей евангельской заповеди о любви к ближним.

Противоположную крайность можно было встретить в многолюдных киновиях Египта: там доминировали хозяйственные интересы, которые отвлекали иноков от духовного делания. Великим пастырем была создана новая форма иноческого устава, совместившая лучшие стороны киновии и отшельничества, но одновременно она была свободна от их крайностей.

В обителях Великого пастыря богомыслие и молитва совмещались с физическим трудом, для которого допускались только те виды ремёсел, которые разрушали внутреннюю сосредоточенность и простоту монашеской жизни. Обители Василия Великого также отличались широкой благотворительностью.

В качестве устава для иноков были написаны «Пространные» и «Краткие правила, изложенные в вопросах и ответах», а также «О подвижничестве», «Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и отшельничестве».

Далеко не все правила и предписания святителя были написаны в пустыне, так как постановка некоторых вопросов и содержание ответов указывают на потребности, которые далеко выходят за пределы потребностей немногочисленного пустынного братства, которое окружало святителя. Они указывают на некоторые обязанности, которые иноки не могли взять на себя. Среди таких вопросов, например, есть вопросы – надобно ли из братских запасов давать нуждающимся из посторонних, надобно ли в братстве быть учителю мирских детей, о подвигах , о смене послушаний, об отношениях к начальствующим, и другие. Вероятнее всего, такие вопросы были поставлены и разъяснены Василием Великим позднее, когда он стал уже пресвитером или епископом.

Монашескую общину всегда возглавлял настоятель, им вначале являлся сам Василий Великий. Игумен обители – это представитель Иисуса Христа, его должны были добровольно избирать иноки, и после избрания он становился сердцем, волею и главою всей общины. Игумену должны были быть известны все намерения и помыслы каждого инока. Поскольку только таким образом он мог оценить духовное состояние инока и определить нужные средства к его улучшению. Именно от настоятеля исходили все указания, касающиеся распределения времени молитвы, общих монастырских собраний, бесед и трудов. Без желания игумена никто не мог быть принят в обитель, или быть наказан, встречаться с посторонними посетителями, даже если бы это были родственники.

В свою очередь сильно возрастала ответственность игумена обители и к нему предъявлялись очень большие требования: прежде всего, он должен был являть в своей жизни исполнение каждой из заповедей. Соответствие такой нравственной, поистине христианской, высоте давало настоятелю не только право быть избираемым монашествующими, но и право вносить свою волю в устроение как внутренней так и внешней жизни обители.

В случае каких-либо погрешностей со стороны игумена опытнейшие из иноков должны были вразумлять его с должным уважением. Настоятелю необходимо было считать себя общим слугой, не ограничиваясь только нравственно-воспитательными услугами братии, а не останавливаться и перед физическими видами служения.

Если говорить об отношениях между членами общины, то в обителях Василия Великого мы увидим подразделение братии на младших и старших, причём преимущества старших были по большей части нравственными и определялись уровнем их опытности в духовной жизни..

В своём «Слове о подвижничестве» Василий Великий рекомендует монашествующим всё время своей жизни посвятить молитве. В монастырях, основанных святителем, он благословлял монахам собираться для общей молитвы семь раз в день. Общие собрания, беседы и физические труды, подобно молитве, должны были служить для иноков главным времяпрепровождением. Важнейшими занятиями были также богомыслие и созерцание.

Согласно уставу Великого пастыря, мысль о Господе постоянно сопутствовать монаху. Для того, чтобы созерцание быстрее достигало своей цели, святитель даёт общее наставление каждому из братии обязательно посвящать несколько часов в день уединённому размышлению о Господе.

Для общих бесед монахи собирались в промежутки между молитвенными правилами. Темой этих собраний всегда было то главное дело, которому они посвятили свою жизнь.

Всё остальное время монахи посвящали физическим трудам. Эти труды святитель благословлял и по той причине, чтобы в средствах к собственной жизни ни от кого не зависеть, и для того, чтобы из этих заработков уделять часть нуждающимся. Посредством этих трудов монахи так же умерщвляли свою плоть.

В письмах Григория Богослова встречается и мысль о том, что монастыри и скиты, устроенные Василием Великим, назывались училищами. И всякий, поступивший в такое училище, изучал здесь всё то, что относится к совершенной и добродетельной подвижнической жизни.

Святитель рекомендует иноку большую часть своего времени уделять молитве, молясь на всяком месте и во всякое время. Именно в молитве должны сосредоточиться все его подвиги.

С молитвой тесно связано и изучение Священного Писания. Это спасительное занятие нужно продолжать всю жизнь «для утверждения в благочестии и для того, чтобы отвыкнуть от человеческих преданий», потому что оно «везде и во всём возвещает волю Божию».

Молитва также имеет тесную и неразрывную связь с постом. В правилах Василия Великого говорится о двух видах поста: общем, который установлен церковным уставом и частном.

Главнейшим подвигом в духовной жизни монаха, по учению Василия Великого, является ревность в угождении Богу. Плодами такого ревностного исполнения воли Божией является трезвение и нерассеянное хождение пред очами Божиими.

Василий Великий особое внимание уделял важности Таинства Евхаристии. В то время некоторые подвижники могли причащаться ежедневно, а благочестивые миряне хранили Святые Дары у себя дома, получая их в воскресный день из рук священнослужителя. Причащаться они могли по мере надобности. Отвечая на вопрос о том, насколько часто нужно причащаться, Василий Великий говорил, что они причащаются не ежедневно, но несколько раз в неделю: в каждое воскресенье, в субботу, в среду, в пятницу и в особые праздничные дни.

В аскетических наставлениях Василия Великого можно встретить много правил и разъяснений, которые касаются внешнего устроения церковной жизни. Впоследствии, множество его рекомендаций было включено в книгу Правил Православной Церкви, в которой они составили не менее сотни Правил.

Автор Сарра Биллер

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

14 янв. 2020