Колядуем или славим?

«Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».

(ирмос Рождественского канона)

коляда.jpg

Совсем недавно мы встречали один из главных христианских праздников – Рождество Христово. Накануне православные придерживались строгого поста. Разрешенная пища в этот день – сочиво, за что нередко этот день называют сочельником. Ночное Богослужение в честь Рождения Спасителя в мир, имеет особенную торжественность и величие. «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2,14) - ликуют христиане.

Естественно, что после многодневного воздержания от скоромной пищи и строгого поста в сочельник, многие христиане готовили праздничную трапезу, приглашая близких и друзей. Нередко хозяева просят гостей при входе в дом «славить Рождество». Хотя, много ранее, прийти «прославить Праздник» в любой дом мог каждый христианин. Сегодня в больших городах, по причине небезопасности этот обычай «сузился» до круга самых близких, а вот в регионах традиция славить Рождество или, как еще называют, колядовать (отсюда название праздничных песен – колядка) еще себя не исчерпала. Но, оказывается, у этих слов, воспринимаемых многими как синонимы друг друга, имеется совершенно разный исторический корень, а если взглянуть с точки зрения Церкви, то возникает доля опасения.

Традиция колядовать со всеми сопутствующими атрибутами: ряжением, заучиванием приговоров и песен – это ничто иное, как смесь традиций языческой и православной России.

В XIX веке русский учёный А. Веселовский, занимавшийся вопросом заимствования славянских поверий, обрядов и песен предоставил много доказательств того, что внешняя обрядность, прежде всего маски и ряжение славянских колядовщиков, представляет наследие греко-римского обихода. Так же ученый высказал предположение, что из Византии «вместе с проповедью христианства могли переселяться не только церковные, но и народные обряды, удержавшиеся случайно под сенью церкви».

Из истории известно, что колядованием называли древний предновогодний ритуал, а участников этого действа «колядниками», «щедровальниками» или «полазниками». Они наряжались скоморохами, различными животными, чаще, козлами и, приходя в чужой дом, совершали различные ритуалы: осыпали порог зерном или хвойными ветками, выбивали искры из «магического» полена, застилали пол перед хозяевами белой тканью. Все это сопровождалось определенными приговорами – прошениями вознаграждения за то, что колядники посетили этот дом. Если такового не последуют, хозяевам желали бед и неудач. Вот, пример одной из таких колядок: «Кто даст пирога, тому двор живота, овин с овсом, жеребца с хвостом. Кто не даст пирога, тому куричья нога, гроб да лопата, корова горбата». Несмотря на всю противоречивость обычая, он плотно укоренился у славян, хотя уже сакрально-магический смысл в эти действа не вкладывался. Однако, сам процесс колядования порицался и порицается православной Церковью. В 1551 году святые отцы на Стоглавом Соборе высказали свое мнение на этот счет: «Мужи, и жены, и дети в домех и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, еще же и пьянством. Подобна же сему творят во днех и в навечерии Рождества Христова, и в навечерии Василия Великаго, и в навечерии Богоявления» (глава 92).

Совершенно другое отношение было к славельщикам среди христиан. Обряд славления или рождествования заключался в хождении по домам верующих и поздравлении хозяев с Рождением Богомладенца. Обычно славельщики исполняли праздничный тропарь, кондак и величание Праздника или ирмосы церковного канона на Рождество Христово. Также гостям не возбранялось в честь праздника исполнить благочестивые рождественские песни, «христославия», как их называли в народе. Обряд славления могли совершать люди любых сословий и возрастов. В отличие от колядовщиков, в истинно христианских семьях, их ждали, многие хозяева приглашали сами и без всяких просьб и намеков щедро одаривали, потому что знали, что по благочестивому обычаю, славельщики полученное от христославий пустят на добрые дела.

Сегодня, когда связь с историей у многих утеряна, хочется напомнить христианам еще раз первую строчку Рождественского тропаря: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Возможно, руководствуясь светом разума, некоторые задумаются над правильностью своих действий. Несмотря на то, что в ряжаньях и шутках-прибаутках нет уже былого магического подтекста, но они все так же, как и тысячу лет назад, ничего не имеют общего с праздничным ликованием в честь Рождества Богомладенца. Так не лучше ли выучить тропарь для славословия?

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

10 янв. 2020