yandex

В ногах правды нет?

“Аскетизм есть школа человеческой личности в направлении сокращения своих чувственных желаний в пользу таких, которые материально не ограничены”.

М. Пришвин

7370.jpg

Нередко в разговорах с околоцерковными людьми или же людьми других конфессий приходится сталкиваться с таким мнением: «Почему православные не молятся сидя? Выстоять многочасовую Литургию тяжело. Почему вы, православные, так любите страдать?». Но в «страдании» ли только дело? Или у каждых определенных христианских ограничений есть духовное объяснение? Разобраться в этом вопросе поможет чуть более углубленное изучение истории Церкви.

Канонического запрета или правила, где бы утверждалось, что молиться на богослужении нужно исключительно стоя, нет. В Священном Писании есть указания на то, как нужно молиться: с какими помыслами, побуждениями, а не каким образом – стоя, сидя или лежа. «Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню» (Сир. 7:10). «…Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Пет. 4:7). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2).

Более того, в самом уставе есть предписания, на чтении каких молитв во время богослужения можно сидеть. Например, разрешается сидеть во время чтения молитвословий третьего, шестого, девятого и первого часа. Третий и шестой час начинают Литургию до возгласа священника: «Благословенно Царство…», девятый – вечерню, а первый оканчивает утреню.

Во многих храмах и монастырях можно увидеть специальные сиденья с подлокотниками вдоль стен, на которые можно опереться во время богослужения – стасидии. Подобную конструкцию можно встретить, например, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Храме, где находятся мощи Сергия Радонежского. В храмах, где стасидии не предусмотрены, всегда можно увидеть расположенные вдоль стен скамейки. Обычай стоять на службе относится скорее к благочестивой традиции, установленной святыми отцами. Подобная традиция характерна исключительно для русского православия, которое всегда было более склонно к бытовой аскезе. И выстаивание длинных богослужений «на ногах» всегда воспринималось, как возможность потрудиться, преодолеть себя. Доктор богословия протоиерей Олег Давыденков на этот счет высказал свое мнение весьма емко: «…Верующие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было специальных сидений, садились прямо на пол. Но, как известно, человеку свойственно устраиваться с максимальным комфортом. Даже существует такая история про одного епископа, настоятеля монастыря. Владыка во время службы никогда не присаживался хоть на минутку. Когда его спросили – почему, он ответил: «Если я сяду, остальные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удобнее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Православная Церковь отказалась от скамеек не в одночасье. Она пришла к этому, основываясь на практическом опыте. Когда ты молишься стоя, ты не расслабляешься, а стоит сесть, уже и в сон потянуло. Как показывает практика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве. Когда же, речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять».

Таким образом, возвращаясь к поставленному в начале статьи вопросу, можно дать полноценный ответ: дело не в мнимой любви к мнимым страданиям и не в грозном священстве, которое терроризирует паству, и не в каноническом указании. Просто верующий народ, налагая на себя определенные ограничения, старается расположить свою душу к молитве. Поскольку канонически эта традиция не закреплена, священнослужители призывают подходить к этому вопросу с рассуждением и опираться на рекомендации святых отцов Церкви: «На молитве хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов и держа все их в некотором напряжении. <…> На молитве, когда почувствуешь усталость, то лучше отдохни» (свт. Феофан Затворник).

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

08 янв. 2020