Научный журнал «Проблемы исторической поэтики» опубликовал статью А.М. Надежкина «Раннехристианские толкования воскрешения Лазаря» (Том 16 № 2, 2018 г.). Автор статьи отмечает актуальность сюжета о Лазаре для современной филологии, в частности, в области исследования русской литературы, в то время как в патрологических и экзегетических исследованиях данный библейский текст почти не рассматривался. В статье анализируются малоизвестные раннехристианские греческие и латинские источники о воскрешении Лазаря: «Гомилии Климентовы» (II или III в.), приписываемые св. Клименту; «Книгу увещеваний» Псевдо-Афанасия, послания «к Максиму Философу» и «о постановлениях о Никейском Соборе» свт. Афанасия Великого (IV в.); «О Троице» Дидима Слепца (IV в.), «Катехизис» (главу о вере и символе) свт. Кирилла Иерусалимского (IV в.). «Климентовы гомилии» содержат одно из самых ранних неевангельских упоминаний о Лазаре как священнике. Свт. Афанасий трактует воскрешение Лазаря в антиарианском смысле, опровергая еретические учения о Христе как творении, и толкует воскрешение Лазаря как проявление Божественной и человеческой природы Христа, а также рассматривает вопрос: почему Христос называется «первенцем из умерших», хотя Лазарь и многие другие воскресли раньше. Дидим дает традиционное толкование действиям Христа в эпизоде с воскрешением Лазаря как наставление его сестрам Марфе и Марии, а слезы Христа – как научение нас состраданию. Кирилл Иерусалимский толкует историю о Лазаре как притчу о возможности спасения молитвой ближних. Данная экзегеза — один из первых случаев аллегорического толкования мертвого Лазаря как грешного или неверующего человека, о котором могут молиться его верующие близкие. Евангельский эпизод о воскрешении Лазаря и его изучение по малоизвестным раннехристианским текстам позволяет дополнить уже известные толкования святых отцов и углубить понимание данного библейского отрывка в свете святоотеческой традиции первых веков. Источник - interlos.ru