yandex

«Вы не имели никакого права!»

«Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество».

Авраам Линкольн («Письмо к учителю сына»)

https://img2.freepng.ru/20180529/zxh/kisspng-teacher-school-student-clip-art-teacher-and-student-5b0cf0cca4bf29.9654107315275747326748.jpg



- Эй, мальчик, почему ты бросил огрызок мимо урны?! Подними, пожалуйста, и брось его куда следует, - делает замечание женщина подростку лет 12-13 на автобусной остановке.

- Надо же, с виду приличный молодой человек, а позволяет себе такие выходки, - вступает в разговор стоящий рядом мужчина.

Покрасневший смущенный подросток, готовый провалиться сквозь землю, еле слышно лепечет извинения, поднимает огрызок и до приезда автобуса выслушивает нотации от посторонних ему людей.

Всем знакомая ситуация... С небольшой ремаркой - всем родившимся до перестроечной эпохи, до эпохи развала СССР.

Скорее всего, развитие аналогичной истории в настоящее время без труда может каждый себе представить. В лучшем случае сделавший замечание будет проигнорирован и, оказавшись сконфуженным, сам вынужден будет подобрать огрызок и выбросить его в урну.

А как так могло получиться? - ведь это же наши дети, наши внуки! Почему нас смогли воспитать в уважении к старшему поколению, в умении прислушиваться к замечаниям даже посторонних людей? А наши же дети и внуки, порой, пропускают мимо ушей просьбы своих же родителей.

Может методика воспитания поколения 90-х и последующих претерпела изменения? Корректнее даже сказать "начала претерпевать", т.к. эволюция воспитания катится вниз все с большей скоростью, превращаясь в деградацию.

В попытке разобраться в причинах, придется снова обратиться к практике прошлого столетия. Стоит оговориться, что речь пойдет о неспециализированных, а обычных детских образовательных учреждениях.

Ни для кого не секрет, что в дошкольных учреждениях 80-х ХХ века практиковались некоторые виды наказания за непослушание подопечных. Провинившегося ребенка могли поставить в угол или не пустить на прогулку вместе со всеми, а вечером обязательно сообщить родителям причину наказания. То же можно сказать и про школу, только там старались провинившихся наказывать с помощью трудотерапии - по сезону, либо внутри помещения, либо на пришкольной территории. И никто из родителей не был против этого, даже наоборот просили, мол вы там, Мария Ивановна, с моим построже.

Вернувшись домой со своим чадом, каждый родитель уже сам решал какие меры принимать за его проступок, - кого-то не пускали гулять до определенного срока, с кем-то проводили беседу, могли лишить чего-либо (например, обещанного велосипеда), ну а кому-то доставалось и покрепче.

А сегодня мы можем наблюдать совершенно другую картину. Возбужденная мамаша на всю группу кричит в детском саду воспитателю, что вы не имели никакого права ругать моего ребенка или, не дай Бог, ставить его в угол, а уж лишить прогулки - это для современного воспитателя все равно, что написать заявление по собственному желанию. Так откуда взялась та мамаша? Не от вседозволенности ли, проникшей из-за железного занавеса, с их католическими и протестантскими поблажками и внесением изменений в Закон так как им было бы удобней, на основе которых и строились современные европейское и американское общества в последние 300 лет. Им оказалось можно, а нам почему-то нельзя.

Также известно много примеров на тему воспитания детей не только среднего класса, о котором идет речь в статье, но и о воспитании высших кругов. Известно большое число публикаций с описанием жизни и быта семьи Царственных Страстотерпцев; наверно, нельзя встретить жизнеописания самодостаточного семейства конца XIX - начала ХХ вв, которые бы в воспитании своих чад не прибегали к строгости и наказаниям, в т.ч. и телесным.

В заключении нельзя не сослаться на Священное Писание, в котором можно найти достаточное количество «оправданий устаревшим методикам» воспитания детей. Один из стихов Книги Притчей особенно подчеркивает это: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Пртч.13:25). На первый взгляд этот стих кажется страшным отголоском Ветхого Завета, но посмотрим, как его разъясняют Апостольские постановления.

" А вы, отцы, учите детей своих в Господе, воспитывая их в учении и наставлении Господа, и обучайте их потребным и согласным со словом Божиим мастерствам, чтобы при удобном случае не предались они веселиям роскоши и, оставшись ненаказанными от родителей и прежде времени получив свободу, не удалились от добра. Поэтому не опасайтесь порицать их и наказывать строго. Ибо, наказывая, вы не убьете, напротив, сохраните их, как и Соломон говорит: …кто щадит жезл свой, ненавидит своего сына (Притч 13:25), и еще: Сокрушай ребра его, доколе он молод, чтобы сделавшись упорным, он не вышел из повиновения тебе (Сир 30:12).

Посему, кто перестает убеждать и вразумлять сына своего, тот ненавидит собственное дитя. Итак, обучайте детей своих слову «Господь», обуздывайте также их и розгами и делайте их покорными. От юности учите их священным писаниям, как своим, так и божественным, и передавайте им всякое Божественное Писание. Не давай им воли в юности, дабы не обрели власти (Сир 30:11). Не попускайте им сходиться со сверстниками для пирования, ибо чрез это они уклонятся в безчиние и впадут в блуд, и если подвергнутся этому по нерадению родителей, то в душах их будут виновны родители их. Ибо если они сойдутся с необуздываемыми, по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за них. Посему, когда достигнут они супружеского возраста, старайтесь сочетать и совокупить их браком, чтобы они в цветущем пылком возрасте своем не переняли нравов блудников, а вы не отдали отчета Господу Богу в день суда» (Апостольские постановления 4.2.11, TLG 2894.001, 4.11.1-32).

И как бы это не было трудно и стыдно, нам стоит решить самим для себя - какими мы хотим видеть наших детей, - понимающими и владеющими "своими правами" раньше, чем вилкой и ножом; или воспитанными в строгости, послушании и уважении к своим ближним.

Автор Лужков Виктор

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

03 дек. 2019