yandex

Одно из самых известных пророчеств о Рождестве Христовом

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2–3).

https://img-fotki.yandex.ru/get/370155/132387107.1e6/0_1d50b6_ebe48d4f_L.jpg

Пророк Михей жил в Иудее в VIII в. до Р. Х. Он был современником пророков Исаии и Осии и так же, как они, обличал иудеев в идолопоклонстве и нравственном развращении, предсказывал скорое разрушение Иерусалима и вавилонский плен. Вместе с этим он утешал иудеев пророчествами о рождении Мессии, который «будет великим до краев земли» (Мих. 5:4).

С тех пор, как Господь изгнал из рая первых людей, все человечество ожидало прихода в мир обещанного Богом Спасителя. Ветхозаветные пророки постоянно напоминали об этом.

Одно из самых известных пророчеств о Рождестве записано в книге пророка Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2–3). Данная фраза хорошо знакома нам, так как на нее ссылается евангелист Матфей. В Евангелии от Матфея рассказывается, как с востока в Иерусалим пришли волхвы и спрашивали, где должно родиться Христу. Царь Ирод собрал первосвященников и книжников народных и задал им тот же вопрос. «Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф. 2:5–6). Матфей приводит текст пророчества, немного отличный от оригинала. Скорее всего, так произошло по одной из двух причин. Во-первых, есть разные редакции ветхозаветных текстов. Тот вариант, которым пользовался Матфей, мог до нас не дойти. А во-вторых, в Новом Завете ветхозаветные пророчества часто цитируются свободно, как перифраз. Новозаветному автору иногда важнее передать главный смысл пророчества, чем цитировать его слово в слово. Поэтому и получаются такие различия в библейских рукописях.

В данном случае можно видеть, что текст из самой книги Михея гораздо полнее того, который приводит евангелист. Например, вот одно из таких отличий: Матфей говорит о Вифлееме Иудейском, а Михей о Вифлееме-Ефрафе. Что такое Ефрафа? Это второе название Вифлеема. В Писании оба этих названия применяются к одному и тому же городу. Интересно, что «Вифлеем» в переводе значит «дом хлеба». Мы помним, что «хлебом» называл Себя Христос. «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35) – говорил Он. И здесь мы видим исполнение пророчества, заключенного в самом названии города. В Вифлееме рождается Тот, Кто является хлебом жизни, и Вифлеем становится домом хлеба не только по названию, но и по событию, произошедшему в нем.

А вот «Ефрафа» в переводе означает «плодоносный». Это значение отражено в нашем богослужении. Вовремя предпразднства Рождества в храмах звучит тропарь, начинающийся такими словами: «Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы». Там, где говорится: «древо живота в вертепе процвете от Девы», – используется название Ефрафа (плодоносный). Мы видим указание на драгоценный плод, родившийся от Богородицы в Вифлееме.

Еще одно отличие. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными?» – написано у Михея. Что это за тысячи? Дело в том, что Моисей разделил еврейский народ на полусотни, сотни и тысячи. Вифлеем же был настолько малочислен, что образовывал тысячу только в соединении с другими городами. Маленькая убогая деревушка с несколькими сотнями жителей – таков древний Вифлеем. Селение было примечательно лишь тем, что из него происходил царь Давид. Мы в очередной раз видим, что наш Спаситель приходит на землю в добровольном бесславии и унижении…

Обращаясь к Вифлеему, Господь произносит через Михея: «из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле». «Мне», т. е. Богу, для славы Божией, для исполнения божественных планов. Все домостроительство нашего спасения имеет своей целью прославление Бога Отца через Сына Духом Святым. Как и говорил Христос: «да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13). Христос рождается на земле не только для нас, но, прежде всего, для прославления Отца Небесного в спасении людей.

Еще важные слова, которые опускает Матфей. О Том, Кто родится в Вифлееме, говорится, что Его «происхождение из начала, от дней вечных». Здесь перед нами пророчество о вечной природе Божества, которую Иисус Христос будет носить в себе вместе со Своей человеческой природой.

Автор Сергей Комаров

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

02 дек. 2019