«Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь..»

«Господь любит причащающихся, и милостиво снисходит к недостаткам в должном настроении души. Потом само причащение мало-помалу и исправит сии недостатки».

Феофан Затворник

image.jpg

Причащение святых Христовых Тайн является самой важной частью Литургии. Длинной вереницей тянутся верующие к святой Чаще. Каждый, кто смог достойно подготовится, радостно ждет своей очереди и не спеша двигается к Святыне, благоговейно принимая Частичку Крови и Тела Самого Господа.

Установлено Таинство Причащения было Иисусом Христом еще при жизни, но «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 66), после того, как Спаситель предложил это учение. Слишком чудесной, и немыслимой показалась им такая беспредельная милость Господа.

Сегодня вопрос о вере в чудо Господне стоит так же остро, как и несколько тысяч лет назад. На первых этапах воцерковления, новообращенный сталкивается со многими моментами, которые логически объяснить невозможно, только, если подходить с позиции веры. Но, порою, руководствуясь только «разумом», верующие сталкиваются с недоверием и брезгливостью. Чаще всего «критике» поддается церковная утварь многоразового использования, если выражаться современным языком. Один из этих «инструментов» – лжица для святого Причащения. Выглядит она как небольшая ложечка с крестом на конце длинной ручки. Причащаются миряне и священнослужители из одной чащи и одной лжицей. Духовно это означает, что верующие в Господа соединяются с Ним через посредство Церкви, которая питает всех духовной пищей.

Однако, любители «порассуждать трезво» предполагают, что употребляя Святыню из одной лжицы всему приходу немыслимо, по причине возможного заражения от предыдущих причастников. Так ли это? На этот вопрос ответил протоиерей Максим Козлов : «Физические характеристики хлеба и вина или, так сказать, внешние свойства (на философском языке – акциденции) действительно сохраняются, но мы верим, и вся Церковь верит, что мы принимаем по существу истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа, через которые никакая инфекция и никакая зараза передаваться не могут. Об этом свидетельствует многовековой опыт Церкви, косвенно подтвержденный тем, что священническое сословие выжило и выживает: выжило и в период страшных эпидемических заболеваний прежних веков, выживает и в настоящее время. Миряне ведь не на каждой литургии причащаются, а священники всегда потребляют Дары, и если бы все болезни прихода передавались священникам, батюшки просто вымерли бы. Понятно, что это, очень второстепенный, косвенный аргумент, но его иной раз полезно привести себе на ум».

Примеры победы духовного над физическим мы можем встретить в жизнеописания отцов церкви. Вот отрывок из жития святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского: «Госпожу Меньшикову укусила бешеная собака. Предписанный курс уколов она либо отказалась сделать, либо сделала небрежно… и заболела страшной болезнью. Узнав про это, владыка Иоанн со Святыми Дарами поспешил к умирающей. Когда он ее причастил, с ней тут же случился припадок: она начала испускать слюну и выплюнула только что принятые ею Святые Дары. Но Святые Тайны не могут быть выброшены, и владыка собрал и потребил их, выплюнутые больной женщиной. Бывшие с ним прислужники воскликнули: “Что Вы делаете, владыка?! Бешенство страшно заразно!” Но владыка спокойно ответил: “Ничего не случится — это Святые Дары”. И действительно ничего не случилось».

Тем самым, отказываясь из-за своей брезгливости, или же боясь «поймать» инфекцию от причастия, христианин не приступает к самому главному Таинству, заповеданным Самим Господом: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Ин.6,53-54).

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

19 нояб. 2019