«Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наши основавый/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,/ Многоблагоутробне, слава Тебе».
Тропарь, глас 8
Второй Никейский Собор (известный как Седьмой Вселенский собор) был созван в 787 году в городе Никее, во времена императрицы Ирины.
Собор был созван против иконоборчества, возникшего при византийском императоре Льве Исавре, который считал возможным упразднить почитание икон, чтобы мирно соседствовать с мусульманами. Это течение продолжало существовать при его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.
При подготовке к проведению Вселенского собора императрицей Ириной в 784 году было проведено избрание нового константинопольского патриарха. При обсуждении кандидатов в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия, который занимал должность императорского секретаря. Ирина желала видеть патриархом Тарасия, а он поддержал идею проведения Вселенского собора.
Первая попытка проведения Собора была назначена в Константинополе, на 7 августа 786 года. Приехавшие епископы-иконоборцы еще до начала проведения Собора стали проводить переговоры, стараясь заручиться поддержкой армии. Вскоре перед храмом Святой Софии прошёл митинг с требованием не допустить открытия Собора. Но императрица Ирина не стала изменять назначенной даты, 7 августа в храме Святых Апостолов Собор был открыт. Но в момент зачитывания святых писаний в храм ворвались вооружённые сторонники иконоборцев. Епископы, которые были на стороне императрицы Ирины, разошлись. Но Ирина сразу же стала готовить созыв нового Собора. Был выбран предлог войиы с арабами, под которым двор императрицы был перевезен во Фракию, а гарнизон, верный иконоборцам, отправлен в Малую Азию. Константинополь передали под охрану гвардии, состоявшей из завербованных из Фракии и Вифинии. Для проведения Собора Ирина выбрала Никею, где проходил Первый Вселенский Собор.
В мае 787 года Ирина вновь разослала приглашения. Состав делегаций остался без изменений. Всего присутствовало 350-368 иерархов, Деяние Собора подписало 308 человек. Самым главным итогом стал догмат о иконопочитании, изложенной в оросе Собора.
«Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти семи святых отцов Седьмого Вселенского Собора»
«Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκύνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней».
Новость добавлена
27 окт. 2019