17 декабря - вспоминаем святую великомученицу Варвару

«Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и я́ко пти́ца изба́вися от них,// по́мощию и оружием Креста́, всечестна́я»/

Тропарь, глас 8

Святая Великомученица Варвара пострадала, претерпев множество мучений и пыток за Христа по злобе своего родного отца, который был язычником. Церковь сохранила предание о том, что перед своей казнью святая Варвара молила Бога о том, чтобы все, кто будут, вспоминая ее мученичество, обращаться к ней за помощью, были избавлены от внезапной смерти, без исповеди и Причащения Святых Христовых Таин. Господь принял просьбу мученицы. Поэтому святой великомученице Варваре молятся об избавлении от внезапной и насильственной смерти, о спасении от бури на море и от огня на суше. Также её считают покровительницей шахтёров и артиллеристов.

Из жития святой известно, что великомученица Варвара родилась в городе Илиополе (это территория нынешней Сирии) при императоре Максимине (305–311 гг.) в знатной языческой семье. Отец её по имени Диоскор, овдовев, был слишком привязан к своей единственной дочери. С целью уберечь Варвару от посто­ронних взоров, он построил для своей дочери специальный замок, откуда она не могла выходить без разрешения отца. Восхищаясь с высоты башни неповторимыми закатами и рассветами и созерцая оттуда красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда от приставленных к ней воспитательницы она слышала, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которо­го создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Таким образом, святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс.142:5).

К Диоскору все чаще стали обращаться богатые и знатные молодые люди, прося руки его дочери. А он, уже давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что общение с подругами изменит её отношение к замужеству.

Во время одного из длительном путешествий своего отца Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о своей вере в Триединого Бога, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы, о Его вольном страдании и Воскресении. В то время в Илиополе проездом из Александрии находился один священник, принявший вид купца. Узнав об этом, святая Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы православной веры и затем крестил Варвару во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, она еще с большей любовью обратилась к Богу, обещая посвятить Ему всю свою жизнь.

Диоскор, задумавший выстроить баню у подножия башни, повелел перед своим отъездом прорубить в ее восточной стене только два окна. Несмотря на это, Варвара приказала строителям устроить еще и третье окно, дабы внутренность здания освещалась тройственным светом. Он был призван знаменовать нетварный Свет Пресвятой Троицы, озаряющий каждого приходящего в мир.

Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, – говорила Варвара, – ибо у неприступного, неизреченного Света Троичного Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары такие христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с мечом, но Варвара успела выбежать из дома, укрывшись в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

В конце концов отцу удалось с помощью пастуха отыскать то место, где скрывалась Варвара. А наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая смогла мудро обличить заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью перед святой предстал Господь Иисус Христос, осиянный Небесным светом, и, исцелив все раны Варвары, обещал быть рядом с ней до конца. На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, – на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя столь великую стойкость и явленные свыше чудесные знамения, одна молодая женщина, по имени Иулиания, также исповедала себя христианкой, исполненная решимости разделить мученический подвиг святой Варвары. Ее немедленно схватили и подвергли тем же самым мукам: их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком. От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы святых мучениц не укрепляла свыше сила Божия. По приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Причём святую Варвару казнил сам её отец Диоскор. Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Святая Варвара уникальна и в иконографии, поскольку она единственная святая, которой Церковь усвоила на иконе держать Святой Потир, которого по канонам Церкви не может касаться никто из мирян - только священник. В православной иконографии только праведный Иоанн Кронштадтский подобно изображается с потиром в руках. По молитвам святой Варваре посылаются обильные врачевания, святой молятся также об умягчении родительского гнева и своеволия, о избавлении от уныния и печали.

Использованные материалы:

1. Бугаевский А. В., Жаворонков П. И., Жиленко И. В., Лукашевич А. А., Герасименко Н. В., "Варвара", Православная энциклопедия, т. 6, с. 558-563:

2. http://www.pravenc.ru/text/154091.html

3. Житие в календаре на портале Православие.Ru:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6475.htm

4. https://pravoslavie.ru/58175.html

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

17 дек. 2019