С Новым годом!

Непривычно для современного человека получать поздравления «с Новым годом» в начале осени, ведь для большинства из нас Новый год ассоциируется с украшенной ёлкой, снежными сугробами и даже Дедом Морозом! Но так было не всегда, и даже на Руси (не говоря уже о других странах), Новый год отмечался не только 1января.

Наши предки праздновали Новый год и 1 марта, что было связано с пробуждением природы. Примерно с XIII века, когда язычество отошло на второй план, а церковные традиции уже достаточно глубоко укоренились в народном сознании, общественное празднование Нового года перешло в соответствии с церковным календарём на 1 сентября по старому юлианскому календарю и 14 сентября по новому григорианскому календарю соответственно.

В Православной Церкви этот праздник Новолетия, совершаемый 1 (14) сентября посвящен наступлению Нового года, а точнее Нового лета, от Сотворения мира.

Празднование же Нового года 1 января гораздо позже установил царь Пётр Первый, который был особо подвержен влиянию Западной Европы, где именно 1 января отмечался Новый год.

Установление же церковного нового года (или новолетия) именно 1 сентября чаще всего связывают с названием налогового года в Византийской империи. Он назывался индикт (с латинского indictio – назначать цену, оценивать). С этой даты начинался налоговый год. Позже этимология слова «индикт» в греческом языке претерпела изменение. Слово «индикт» стало синонимом слову «год».

В течение всего церковного года особые праздничные дни посвящены важным событиям из жизни Христа и Божией Матери. Неслучайно, первый двунадесятый праздник в новом церковном году – праздник Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября), Той, которая родила Спасителя мира, а последний в церковном году – праздник Успения Божией Матери (28 августа).

На Руси с древнего времени этот день было принято освящать Божественной литургией и особым молебном на Новолетие. В богослужебных книгах православной Церкви праздник Новолетия относится к числу средних праздников и имеет полное название «Начало индикта, еже есть новаго лета». Существует и другое, более древнее славянское название праздника – «Летопреложение», которое нам известно по иконографии.

Что касается самой иконографии праздника, то чаще всего на иконе «Новолетия» изображают Господа Иисуса Христа, читающего книгу пророка Исаии (Ис.61:1-9) и находящегося среди множества людей в одной из синагог Назарета. Это связано с тем, что в этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос, согласно Евангелию от Луки, вошёл в синагогу и прочитал этот отрывок перед молящимися. Слова из данного пророчества: «нарещи лето Господне прiятно», по мнению православной Церкви относятся к Новолетию.

Сохранились и некоторые сведения о православных традициях, связанных с празднованием Нового года 1 сентября на Руси. Например, в 1582 году легат и иезуит Антонио Поссевино так описал празднование Новолетия в Москве: «Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от Рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» Все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».

Тропарь индикта, глас 2-й:

“Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны”.

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

13 сент. 2019