14 февраля - Сердечный бум?

«Любовь плотская — вина, а духовная — похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта — радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой — великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей».

Святитель Иоанн Златоуст

Если с середины декабря по начало января все сувенирные лавки похожи на последствие взрыва цветной хлопушки: елки, яркие игрушки, мерцающие гирлянды, цветные снежинки, маскарадные костюмы, то, с первых чисел февраля, вплоть до 14 числа, торговый мир «накрывает» другая волна – валентиночная.

Открытки в форме сердечек, подарочные наборы в форме сердечек, игрушки в форме сердечек…. Флористы в февральские дни, и те стараются упаковать свежесрезанные букеты в упаковку с сердечками. Прям настоящий «сердечный бум» наступает в преддверие весны. Обстановку накаляют СМИ и TV: «Как, вы еще не подготовили своей второй половинке подарок на день влюбленных? Вы еще не определились с дизайном коробочки? Конечно же, сердечко в форме сердечка с сердечком!» - вещают чуть ли не изо всех утюгов страны.

И даже несмотря на то, что в 2008-ом году на государственном уровне был установлен праздник «Дня семьи, любви и верности» в день память святых Петра и Февронии, «культ дня Валентина» развенчать не удается. Почему этот праздник пользуется такой популярностью? Был ли на самом деле святой Валентин? И какова история возникновения праздника?

Праздник влюбленных окутан массой легенд и версий. Кто-то считает, что у праздника православные корни, кто-то поговаривает о католических, а кто-то склонен считать, что всему виной неискорененная до конца языческая культура. Насколько каждая из версий имеет место быть, попробуем разобраться.

В первую очередь, заглянем в святцы Русской Православной Церкви, где увидим лишь трех Валентинов. Это священномученник Валентин Интерамский, память которого совершается 30 июля, мученик Валентин Доростольский (день памяти – 24 апреля) и священномученник Валентин Римлянин – 6 июля, все даты указаны по старому стилю. Если проделать нехитрые математические действия, связанные с переводом дат на «новый стиль», все равно не получится дни памяти святых мучеников «приурочить» к 14 февраля.

Католическая церковь так же отрицает свою причастность к «продвижению» этого праздника в массы. Генеральный секретарь Конференции католических епископов России (ККЕР) священник Игорь Ковалевский еще в 2007-ом году в одном из своих интервью высказал твердую позицию католической церкви: «В российских католических храмах 14-го февраля вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия. Этих святых мы чтим так же, как и Православная Церковь. Никаких особых богослужений по случаю Дня святого Валентина у нас не проводится. За исключением, может быть, частных инициатив».

Если православные и католики «не причем», то остается разобраться в языческой составляющей. Еще до принятия христианства «праздник любви», получил широкое распространение у древних римлян. Отмечался он ежегодно, 14-го февраля, и назывался лупрекалием. Лупрекалии – фестиваль эротизма, в прямом смысле этого слова, в честь идола «лихорадочной» любви Фавана. Этот день «любви» не имел ничего общего с понятием истинной любви, о которой говорил апостол Павел в своем послании к коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7). Напротив, в этот день поощрялись всякого рода бесчинства, ритуальные жертвоприношения.

Принято считать, что из «язычества в христианство» этот праздник перешел во времена императора Геласиуса, который в 469 году заменил языческий «праздник любви» на день «святого Валентина», приурочив это к тому, что якобы святой был казнен в день луплекария императором, за то, что в тайне от него венчал солдат с их избранницами.

Однако, у историков на этот счет свое мнение. Среди научного общества предполагается, что образ «святого Валентина» - собирательный, который был искусственно создан для того, чтобы взаимозаменить языческий праздник на христианский. А для удобства «восприятия» была выбрана конкретная дата, ранее обозначенная «фестивалем любви».

В Европе «день влюбленных» приобрел популярность в 13-ом веке, а вот до России «дошел» только к началу 90-х годов. Стоит отметить, что по сравнению с прошлым столетием, нынешнее влюбленные отмечают его куда более сдержанно, но вот статус самого «святого Валентина», как подлинно существовавшего и помогавшего влюбленным, находится под большим вопросом.

Православные священники весьма осторожно высказываются на этот счет. Например, протоиерей Андрей Ткачев считает, что следует разделять границы светских и церковных праздников: «Праздник этот нужно отделить от Церкви, потому что это не есть праздник наш, нашей традиции, он не пришел к нам изначально, вместе с Евангелием, он пришел к нам совсем недавно, это дитя другой культуры. Поэтому нужно понимать для себя, что в разных странах люди живут по своим обычаям, и в современном мире люди обмениваются обычаями, обычаи перетекают из одной страны в другую страну. Если раньше пиццу делали только в Италии, то сегодня её делают по всему миру. Раньше Валентина праздновали только в Англии и Америке, а теперь по всему миру. Нужно правильно к этому отнестись. Например, если у ребёнка есть друг сердечный в школе, мальчик или девочка, это можно сделать поводом для какого-то серьезного разговора о человеческой жизни, о правильном отношении между полами. Главное — лишить это праздник санкции Церкви, чтобы ребёнок знал, что это праздник светский, а легенды, лежащие в его основании, до конца не выяснены. Кто этот Валентин? Что он там делал? Ведь есть три или четыре версии, но на самом деле непонятно до конца, что там и с чем связано. Светский праздник Валентина, пришедший к нам в недавнем прошлом из англоязычного мира, быстро укоренился, как и многое, что у нас быстро укореняется, и теперь коммерчески раскручен, как Хэллоуин или что-то подобное. Ну нашли себе повод повеселиться, подарки подарить, сделать лишние знаки внимания своим любимым. Ну и ладно. Лишь бы не грешили. Чем бы ни тешились, лишь бы не грешили».

Так стоит ли «овчинка выделки»? Дела любви по отношению к своим близким людям можно и нужно совершать ежедневно. Дела любви, а не влюбленности. Влюбленность смотрит на детали, на плоть, а любовь смотрит в сердце человеческое. «О, безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она, божественная любовь, есть возглавление добродетелей; любовь — причина всех благ, любовь — соль добродетелей, любовь — конец закона… Она низвела к нам с небес Сына Божия. Любовию явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовию составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовию отверст рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она горы и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем… О блаженная любовь, подательница всех благ!» (преподобный Ефрем Сирин).

Конечно, отмечать этот праздник или нет, считать ли его вообще за праздник – дело каждого. Однако, стоит задуматься, что для вас, как для христианина, несет этот «праздник»? Вот для средств массовой информации – это повод выстраивания в сознаниях людей нужного восприятия, для торговцев – отличный повод, чтобы распродать за невероятную сумму кучу бесполезных сувенирных безделушек. А для христианина, что для христианина несет этот день?

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

14 февр. 2020