14 января - Пастырь по призванию

D:\Иулитта\ВБК\патрология\картинки\imgpreview.jpg

1 (14) января ежегодно православная церковь чтит память великого учителя и святителя – святого Василия Великого.

Святитель Василий Великий родился в 330 году в центре Каппадокии, городе Кесарии. Это была малоазийская Кесария, которую не следует путать с Кесарией Палестинской, где жил одно время Ориген и где впоследствии был епископом знаменитый Евсевий Кесарийский, «отец церковной истории».

Семья Василия Великого была очень благочестивой, это была богатая и знатная семья. Бабкой святого Василия по отцу была святая Макрина, которую называют «Старшей» в отличие от сестры Василия Великого, которую называют Макрина «Младшая». Имя матери святителя Василия — Эмилия или точнее Эммелия. Она была дочерью мученика. Святая Эмилия родила 10 детей, из них трое стали епископами (кроме Василия и Григория был еще их брат епископ Севастийский Петр, тоже причисленный к лику святых). Отец Василия Великого был видным юристом. Своё образование Василий начал на родине в Кесарии, затем продолжал его в Константинополе, который в то время превращался в один из самых больших центров культуры и затем отправился в Афины.

В то время Афины представляли собой город, где продолжала преобладать языческая культура, и он был привлекателен для многих христианских юношей, которые по примеру первых отцов-апологетов не отвергали культуры, как таковой, а хотели вооружиться ею, чтобы с помощью этого оружия лучше защищать христианскую веру.

Именно в Афинах Василий Великий познакомился с Григорием Назианзином, который впоследствии получил имя "Богослова", их связала дружба на всю жизнь, хотя трудно найти более разных людей, чем эти два отца: Василий Великий был человеком необыкновенно деятельным, он стремился практически осуществить христианский идеал, стремился к самому широкому внешнему устроению церковной жизни, в то время, как Григорий Богослов был человеком созерцательным и всю жизнь только и делал, что бежал от всякой внешней активности, хотя это ему редко удавалось.

В 356 году Василий Великий вернулся в свой родной город и приступил к той профессиональной деятельности, которую он унаследовал от своего отца, стал ритором. Но очень быстро в этом разочаровался, он сам говорит о том, что он вдруг в какой-то момент с необыкновенной силой ощутил тщету всего мирского и его жизнь пошла совсем по-новому.

Прежде всего, он принял святое Крещение. Также из обстоятельств жизни Василия Великого известно, что он, прежде чем удалиться в пустыню и там образовать свой монастырь, решился посетить сначала великих подвижников, живших в Александрии, Фиваиде и других местах Египта, также в Палестине, Килисирии и Месопотамии, чтобы собрать в свой монастырь все лучшее, что было выработано долголетним опытом святых подвижников.

Когда Василий Великий вернулся на родину, то, будучи весьма состоятельным человеком, раздал бедным всё свое имущество и стал вести отшельнический образ жизни. Но это ему не удалось, так как очень скоро вокруг него собрались его ученики и сподвижники и ему пришлось устраивать общежительную монашескую жизнь.

Святитель Василий Великий стал законоположителем устоев монашества, «внутренний монах», главным занятием которого было, по словам Святителя Григория Богослова, «любомудрие, то есть отрешение от мира, пребывание с Богом, по мере того, как чрез дольнее восходил он к горнему, и посредством непостоянного и скоропреходящего приобретал постоянное и вечно-пребывающее».

Что касается характера самого Святителя, то святой Василий был «пастырь по призванию, пастырь по темпераменту. Он был человек воли прежде всего. Но у него не было того боевого героизма, которым так выделялся святой Афанасий, точно молодевший в борьбе. Святой Василий от борьбы уставал. Ему легче было обороняться изо дня в день, нежели биться в решительной битве. Но он был человеком долга. И он старался преодолеть самого себя в послушании, в смиренном несении упавшего на него долга. Его воля была закалена в суровом аскетическом искусе. Сила воли чувствуется в самом его стиле, резком, точно кованном. В характере святого Василия было что-то крутое и властное, и его властность многим казалась тяжелою. На него жаловался даже его нежный и любящий друг Григорий Богослов. Но Василий не был человеком холодным. Он был очень впечатлителен, болезненно переживал житейские разочарования, предательство и измену друзей, прежде всего Евстафия Севастийского. И иногда у него срывались слова горечи и отчаяния. Но обычно он скрывал, превозмогал свои чувства, свои огорчения и подчинял свои личные чувства заповедям и долгу. И это была волевая бодрость – не природная – телесно святой Василий никогда не был крепок, с молодости был хвор. А душевно от природы был предрасположен скорее к грусти, которой не могли разогнать тяжелые впечатления окружающей жизни. С тем большей яркостью открывается сила его воли».

Личный опыт иноческой жизни и общение со многими подвижниками привели Василия Великого к убеждению относительно многих преимуществ общежительной формы монашества перед отшельнической. По собственным словам святителя, «поприще подвижничества, благонадежный путь к преуспеянию, постоянное упражнение и поучение в заповедях Господних, это – совокупное жительство братий, целию имеющее славу Божию, по заповеди Господа нашего Иисуса Христа». Поэтому св. Василий стал таким же основателем киновий в Малой Азии, как и преп. Пахомий в Египте, причем независимо от последнего. Характерно, что тип киновий св. Василия не был столь строго общежительным, как монастыри преп. Пахомия, включая в себя «элементы отшельничества» и будучи в чем-то сродни палестинским «лаврам».

Литература и источники:

  1. m-istoriya-pravoslavnogo-monashestva-na-vostoke.htm
  2. m-drevnexristianskij-asketizm-i-zarozhdenie-monashestva.htm
  3. Епископ Иларион (Алфеев). Православие. Том 1. М. 2008 г.
  4. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Перевод Московской Духовной Академии. СПб., 1911. Т. 2.
  5. Святитель Василий Великий. Слова подвижнические. М. 2001 г.
  6. Избранные творения Святых отцов. Василий Великий. Духовные наставления. М.: Сретенский монастырь, 1998. 464 с.
  7. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы IV века. https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/vost...
  8. Архимандрит Киприан (Керн)Золотой век святоотеческой письменности. https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/zolotoj-ve...
Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

14 янв. 2020