08 октября – Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца

«Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси. Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобне, отче наш». Тропарь, глас 4


8 октября ровно 627 лет назад почил о Господе преподобный Сергий Радонежский, всея Руси чудотворец. Ежегодно Православная Церковь в этот день чтит память этого великого угодника Божия, ставшего в какой-то мере духовным символом Православной Руси.

Преподобный Сергий Радонежский носит имя Игумена земли Русской, потому что значим не для какой-то отдельной местности, а для всей Руси. Сострадание и бескорыстная помощь до полного самозабвения – вот что всегда отличало преподобного Сергия. Поэтому его ещё называют великим печальником земли Русской.

Духовный путь Преподобного Сергия Радонежского начался ещё до его рождения. Первый автор жития Преподобного Епифаний Премудрый рассказывает, как святой, находясь ещё в утробе матери, трижды прокричал в церкви во время богослужения. Так удивителен был этот случай, что многие не знали, что и подумать. «И разошлись все восвояси; и страшно было всем слышавшим это». Не случайно в церкви в самые важные моменты Литургии трижды прокричал младенец. Означало это, что суждено ему служить Святой Троице – Богу Триединому, дать миру пример христианского служения.

Идею этого служения с самого раннего детства несёт Варфоломей – так назвали необычного младенца при крещении. Уже в младенчестве он ограничивает себя в пище, чем удивляет родителей и соседей: «…будучи возрастом младенец, не как младенец поститься начал».

В отрочестве – снова загадка! Прилежный и послушный отрок Варфоломей в учении не успевал, и книжное знание ему не давалось. Но Епифаний Премудрый растолковывает и этот парадокс: «По усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил, а не от людей, что и сбылось». Со слезами молил Варфоломей Бога научить его грамоте, и прошение его исполнилось. Господь послал ему Ангела в образе старца, через которого и постиг отрок школьную науку.

Братья Варфоломея женились, но он отказался от вступления в брак и просил родителей отпустить его на путь отшельничества. Те уговорили его остаться с ними до их смерти, а затем сами постриглись в Покровском Хотьковском монастыре, где вскоре и умерли. Варфоломей мог наблюдать в этой обители монашеский строй жизни и монастырский быт, который не пришелся ему по душе: его тянуло к подвигам уединенной пустыннической жизни, о которой он читал в житиях святых Египетской фиваиды, Синая и Палестины.

После смерти родителей Варфоломей принимает самое главное в своей жизни решение – он решает стать отшельником. Начинается следующий этап в его жизни. Со старшим братом Стефаном-вдовцом он оставил дом и пошёл искать пустынное место для жительства.

И нашли такое место на горе Маковец, в десяти верстах от селения Хотьково. Срубили избу и поставили церковь в честь Святой Троицы. Но не выдержал брат Стефан трудностей пустынножительства, ушел в Москву, в монастырь Богоявления. Варфоломей же принял монашество с именем Сергий и остался жить в лесном уединении.

В течении трех лет Сергий пребывал один, которые провел в полном одиночестве, преодолевая непрестанною молитвою и трудами искушения помыслами и страхи от диких зверей. Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям, и около него начали селиться любители уединения. И около 1342 года к Сергию приходят первые ученики. В первые пятнадцать лет их было двенадцать. В 1357 году к братии присоединяются люди с самых разных уголков Руси. Постепенно создался поселок, принявший вид киновии, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, собираясь вместе только к богослужению. Затем киновия начала принимать вид настоящего общежительного монастыря, возрастая и числом насельников, и духовными силами.

Отдавая почти все ночное время молитвенным подвигам, святой Сергий целыми днями трудился на благоустройство обители: сам рубил деревья, таскал бревна, колол дрова, носил воду, пек просфоры, варил квас, катал для церкви восковые свечи, кроил и шил одежду и обувь, будучи поистине всем слугою.

Уже при жизни Преподобный Сергий творил чудеса и явлены были ему многие видения, которые сопровождались дивным, неземным светом. Вспомним одно из них: «Однажды глубоким вечером святой совершал своё правило и молился за братию, чтобы Господь помог им в ежедневных трудах и подвигах. Когда он молился так, вдруг раздался голос, зовущий: «Сергий!» Преподобный удивился необычной в ночной тишине зову и, сотворив молитву, открыл оконце келии, желая увидеть говорящего. Внезапно появилось чудное видение: с неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: «Сергий! Ты молишься о своих духовных детях – Господь принял твою молитву. Смотри внимательно, и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твоё руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы». И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него. И опять послышался голос: «Так же, как и виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам».

Игумен Сергий укреплял свою обитель и основывал с учениками новые монастыри: Андроников, Голутвинский, Дубенский, Борисоглебский, и другие. С преподобного Сергия на Руси начался расцвет монашества.

Преподобный Сергий стал таким же основателем общежительных монастырей на Руси, как Василий Великий в Каппадокии и преподобный Пахомий в Египте, к аскетическому идеалу которых он всегда стремился.

Введя в обители общежительный устав, преподобный заповедал «давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим», объясняя, что от исполнения этого христианского долга зависит будущее процветание обители.

Сейчас мы почитаем Преподобного Сергия, его учеников, а также учеников его учеников. Это значит, что он смог заложить духовную традицию: огонёк его личной веры возжёг новые огоньки, которые прошли сквозь века вплоть до нашего времени.

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

08 окт. 2019