Где мир встречает Бога… (3)

Серия размышлений подготовлена колледжем «Наследие».


Блеск и величие городов

Когда оказываешься в столицах, часто можно услышать такие выражения: коренной москвич, петербуржец в четвертом поколении... Личность отступает на второй план перед величием места. Некоторые города получили такую известность, что вызывают стойкие ассоциации: "вечный город" - это о Риме, "город богатства и греха" - о Вавилоне, "центр мира" - о Иерусалиме.

Но сегодня мы поговорим о городе, который, хотя и имел древнюю историю, не мог похвастаться ни численностью населения, ни значительным политическим влиянием, и, тем не менее, стал всемирно известен благодаря одному-единственному моменту в своей истории.

За свои более чем три с половиной тысячи лет этот город все же удостоился нескольких упоминаний в Библии.

  • В древности он назывался просто "плодородным полем", и его история связана уже с праотцами (недалеко от него находится место, в котором, по иудейскому преданию, была похоронена Рахиль, жена Иакова-Израиля).
  • Здесь разворачивается действие книги Руфь, замечательное повествование о женской дружбе и взаимной поддержке, о доверии Богу, устраивающему браки верующих.
  • Это место рождения царя Давида, и место его помазания на царство пророком Самуилом.

Все эти факты связаны с Вифлеемом. Знали ли вы об этом? Да-да, с городком, чье население и сегодня не превышает пятидесяти тысяч человек, но которому было уготовано стать вторым по значимости паломническим центром после Иерусалима.

В.Д. Поленов. Вифлеем. Вид на базилику Рождества. 1882 г.

В.Д. Поленов. Вифлеем. Вид на базилику Рождества. 1882 г.


Неудобный пророк

Значимым этот город стал благодаря пророку Михею, который жил за восемь веков до Рождества Христова и был призван на служение Богом в Южном, Иудейском царстве.

Михей был "неудобным" пророком. Он обличал власть имущих, не щадя ни современных ему олигархов, ни правительство, ни священноначалие, обвиняя их в неправедной наживе, в ложной самоуспокоенности и даже прямой измене Богу. Он возбуждал совесть народа, утверждая, что посещение храма, многочисленные жертвы неугодны Богу, если они не сопровождаются заботой о справедливости и страхом Божиим:

"С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что́ — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим". (Мих. 6:6-8)

Михей настолько убедительно пророчествовал о грядущем разрушении Иерусалима, что даже вызвал всенародное покаяние и покаяние царя. При этом мы не знаем, был ли он как-то церковно "рукоположен" во пророки; один из комментаторов считает, что он был просто сельским старостой или городским головой. Сборник его пророчеств состоит из трех частей, где обличения чередуются у утешениями.

За прошедшие века многое изменилось, но Бог и Его справедливость остались прежними. Эти ветхозаветные тексты сегодня как никогда актуальны. Если в практику церковной жизни вновь войдет серьезное изучение пророков Ветхого Завета (как это было в первые три века истории Церкви), Церковь как сообщество сможет очиститься и от внутренних болезней, и вновь стать маяком правды и истины для окружающих.

Пророчество Михея – третья паремия, которая читается в рождественский Сочельник (4:6-7 – 5:2-4).


Потерявшиеся души

В своих пророчествах Михей не только обличал, но и утешал.

Люди без Бога подобны стаду хромающих овец, которые разбрелись и потеряли своего пастуха. Такие животные не могут дать совместный отпор врагам, легко становятся добычей хищников и воров, могут просто пасть от случайных травм и изнеможения. Но Господь обещает их найти:

6 В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие.
7 И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века.

Хромота в Библии - это образ нецельности, поврежденности грехом. Дальнее рассеяние - это языческие земли. В этих строках можно увидеть пророческие слова не только об иудеях, но о всех, кого Господь призовет в свой новый народ, Церковь.

Не из этого ли пророчества черпал Иисус образы, рассказывая притчу о потерянных овцах (Лк. 15:4-7)?


Мессия из Вифлеема

Среди прочих текстов Михея выделяется отрывок, который еще в ветхозаветные времена, как показывают евангелисты, рассматривался как пророчество о Мессии.

2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

Во 2 ст. Бог, обращаясь к городу, говорит: хотя ты мал среди других городов, но ты удостоишься особой чести: из тебя произойдет Правитель Израиля, причем Правитель с большой буквы, Мессия, Который будет необычным человеком: Он ведет Свое происхождение от дней вечных. Отсюда в некоторых иудейских кругах появилась мысль о том, что Мессия существовал уже до сотворения мира, и потому не может быть обычным человеком. Казалось бы, от этой мысли один шаг - и вы христиане. Но так трудно сделать этот шаг; невозможно, если Сам Бог не вмешается.

Судьба Израиля, не принявшего в своей массе Иисуса как Своего Господа и Спасителя, была непрестанной болью сердца для апостола Павла. Он постоянно молился об обращении соплеменников. А как вы относитесь к иудеям и просто неверующим в Иисуса как Господа и Спасителя?

3 Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.

Пророк как бы заявляет: пусть людям кажется, что Бог их оставил - но так будет только до тех пор, пока не произойдет это рождение ("рождество" по церковно-славянски). Оно будет сопровождаться возвращением братьев к сынам Израиля.

Иудеи считают, что речь идет о возвращении из плена, и вождь, о котором идет речь, - это потомок Давида, князь иудейский Зоровавель. Правда, в таком случае понимать слова о его происхождении от дней вечных и из Вифлеема можно только в переносном смысле (Зоровавель родился в Вавилоне, - но можно сказать, что Бог издревле замыслил дать ему жизнь, а его малая родина - родина его отца, Давида, значит, Вифлеем).

Христиане же этот стих понимают как предсказание о том, что во дни Мессии к сынам Израиля (каковыми были все непосредственные ученики Господа) присоединятся и оставшиеся братья из язычников. Возвращение при этом понимается не в смысле путешествия географического, а как покаяние, возвращение к древнему пути праведности. Это не метафора, у евр. глаголашув действительно два значения. Именно в этом смысле евангелист Лука сообщает о деле Иоанна Крестителя: он "возвратит сердца отцов детям", т.е. дети вернулся на пути отцов, будут с их ревностью от всего сердца служить Богу (Лк. 1:17). "Возвращение" дает нам очень важное измерение в понимании покаяния. Для жизни, к которой призывает нас Бог, не нужно придумывать новый духовный путь, осваивать какие-то сверхсовременные технологии личностного роста: нам нужно всего лишь возвратиться к Богу с помощью Его Мессии, т.е. Христа.

4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. 5 И будет Он мир.

Уже в этом пророчестве мы можем увидеть образ Иисуса как Доброго Пастыря (ср. Ин. 10 гл.). Его часто представляли как беспощадного Судию, Господина, чуждого слабому человеку, только и ждущего, чтобы наказать за проступки. Но по вдохновению свыше Михей, сам достаточно суровый человек, рисует нам образ Мессии как пастуха, того, кто охраняет, кормит, лечит, ведет за собой и готов защищать своих овец. При этом именно через Него величие Божие станет всем очевидным.

Похоже, в этом пророчестве есть часть, которая пока не исполнилось: хотя внутренне, в сердце мы пожинаем плоды Воплощения как мир с Богом, внешне мы еще ждем времени Второго Пришествия, когда царство Христа утвердится везде, и принесет и внешний мир и безопасность. Он одолеет всякое сопротивление и будет «великим даже до краев земли».

А как вы представляете себе Бога Отца, Господа Иисуса? Как вам кажется, какой у Бога характер, интересы, цели? Что вам об этом говорят Евангелия? Вы можете почитать или прослушать "Кружной путь, или блуждания паломника" К.С. Льюиса, где главный герой встречается с многими образами Бога, весьма далекими от того, Каков Он на самом деле.

Думая о Вифлееме и Рождестве, молитесь ли вы о Втором Пришествии?Живете ли надеждой?


Так что же, надо ехать в Вифлеем?

Всего несколько строк пророчества, но слышавшие и изучавшие его поняли, что речь у Михея идет именно о Мессии, и родится он в Вифлееме. Именно поэтому туда и направили волхвов, когда они спрашивали в Иерусалиме о родившемся Царе Иудейском.

Благодаря нескольким неделям пребывания в нем святого семейства Вифлеем стал вторым по значимости городом Святой Земли. Вифлеем неразрывно связан с образами Младенца Иисуса, Марии и Иосифа.

о. Николай Гурьянов

о. Николай Гурьянов

Но нам сегодня не обязательно ехать в Вифлеем, тем более не обязательно становиться коренным вифлеемлянином, чтобы приобщиться святому Семейству или пережить особую святость места. Когда к старцу Николаю Гурьянову пришли с предложением посетить Святую Землю, он привел благотворителей к алтарю и сказал: "Здесь мой Вифлеем и моя Голгофа". Для него было важно не место, а встреча с живым Богом. И эта встреча часто происходит как возвращение на такой древний и такой простой путь, о котором говорит Михей в остальной части своей книги.


Всего доброго Вам, мира и радости свыше!

Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

03 января 2019