Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Вокальный цикл «Зимний путь» Ф. Шуберта является прекрасным и трагичным произведением. Сочинение, написанное в последние годы жизни композитора стало одной из вершин мировой вокальной лирики. Пожалуй, так же можно рассматривать его как некий итог работы композитора в песенном жанре. Цикл автобиографичен и показывает всю горечь и трагичность жизни композитора.
«Зимний путь» был написан на стихи немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Шуберт использовал все стихи цикла, но изменил их порядок. «Зимний путь» один из самых объемных вокальных циклов, в его составе 24 песни. Цикл делится на две части, по двенадцать песен в каждой.
В этом сочинении, в отличие от многих других песен автора, фортепиано участвует на равных с вокальной партией, его роль развернута и не является сугубо аккомпанирующей. Это дает сочинению дополнительный объем и масштаб звучания, предполагая диалогичность в песнях.
Темные и мрачные настроения царят практически во всем сочинении. Лишь изредка их освящают иллюзорные надежды, прекрасные мажорные светлые мелодии, которые не находят никакого развития в дальнейшем, словно семена надежды, гибнущие в пучине уныния страдающей души. Однако, музыка «Зимнего пути» совсем не однообразна, ведь песни, передающие страдания и печаль героя, контрастны и обладают разной степенью насыщенности.
Простота и искренность мелодий песен роднит их с народными. Наигрыш рожка, шелест листвы или скрип флюгера и другие простые явления быта и природы Шуберт мастерски изображает в фортепианной партии, что ещё больше и так мастерски сближает традиции, народную и академическую.
В цикле акцентируется внимание на внутренней психологической трагедии жизни человека. Чем больше известно о горькой и непростой судьбе композитора, тем драматичнее и мрачнее звучат прекрасные мелодии.
К сожалению, в конце земного и творческого пути, мы застаём Шуберта в нелёгком состоянии души. Уныние - страшная вещь, оно высасывает душу человека. И остаётся только гадать, какие бы сокровища Красоты и смысла он смог бы нам оставить, сумей преодолеть в себе этот мрак. (Притч.17:22).
История создания.
Вокальный цикл «Зимний путь» создавался Шубертом в период его жизни, ставший, к сожалению, последним и он был полон печальных событий. Сочинения композитора не печатались, а надежды обрести постоянное место работы не увенчались успехом. Шуберт потерял веру в себя и находился в угнетенном и подавленном состоянии. (Притч.15:13).
Первые двенадцать песен следуют точно в том порядке, как и у поэта Вильгельма Мюллера. Первая часть была издана в венском издательстве в январе 1828 года. Над второй частью Шуберт работал до конца жизни, редактируя и корректируя пьесы. Вторая часть цикла была издана через месяц после смерти композитора.
В это время, как свидетельствует современник, Шуберт был «мрачно настроен и казался утомленным…» На вопросы, что с ним происходит, он отвечал: «Я вам спою несколько ужасных песен. Они меня утомили сильнее, чем какие-либо другие песни». (Гал.6:9; Сир.38:20; Сир.38:21).
Отношение автора к вере.
Наследие духовной музыки, написанной Францем Шубертом, чрезвычайно велико. Глубокая вера, восхищение природой и творением Божьим просвечиваются в каждом произведении композитора - свидетельство Ансельма Хюттенбреннера, близкого друга композитора, подтверждает то, что «Шуберт был набожным и твердо верил в Бога и бессмертие души…»
Интересные и глубокие мысли можно найти в дневниковой записи композитора: «С верой вступает человек в мир, она появляется гораздо раньше разума и знаний, ибо для того, чтобы что-нибудь понять, я должен чему-нибудь верить…Разум ничто иное, как проанализированная вера».
В дневниковых записях не раз упоминается образ Христа, к которому композитор относился с глубоким уважением, почтением и любовью.
Весь облик Шуберта был олицетворением скромности, простоты и глубины. Его чистые и светлые мелодии так прекрасны, что не раз назывались «даром Божьим». «Его научил сам Бог» писал про талант и глубину музыки Шуберта В. Ружичке. Й. Шпаун писал, что «скромность Шуберта была безгранична…». Он довольствовался малым, но ему была необходима свобода и независимость.
Биография.
Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в пригороде Вены в семье учителя приходской школы. Франц очень рано проявил свои музыкальные способности. Отец учил его играть на скрипке, а брат на фортепиано.
В 11-летнем возрасте мальчика приняли в столичную певческую капеллу. До 1816 года Шуберт учился у А. Сальери композиции и контрапункту. В период с 1810-1813 гг. Шуберт создал несколько песен, пьес для фортепиано, симфонию и оперу.
Первый серьезный успех принесла композитору баллада на стихи И. В. Гёте «Лесной царь». Основой творчества композитора стало вокальное творчество. Им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
Также композитор уделял особое внимание написанию сочинений для фортепиано. Он написал 23 сонаты для фортепиано, Фантазию «Скиталец», «Музыкальные моменты». Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, трио и другие сочинения.
В 1823 году Шуберт стал почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. Последним его сочинением был вокальный цикл «Зимний путь». 19 ноября 1828 года в возрасте 31 года, композитор ушел из жизни.
Автор текста: Мурзакова Елена.