Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Полотно Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» - прекрасный пример глубокого анализа ветхозаветного сюжета, живописно воплощенного голландским мастером. Согласно библейскому рассказу, который мы встречаем в книге Бытия, Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Авраам, не колеблясь, повиновался. В сюжете с жертвоприношением Рембрандт выбирает именно тот момент, когда Авраам заносит нож для принесения Исаака в жертву, но в тот же миг Ангел останавливает его: «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». (Быт.22:10-12).
Из рук отца падает кинжал, он резко поворачивает голову туда, где слышит голос ангела. На его лице выражается испуг и удивление. Мы видим развевающиеся складки плаща Авраама, растрепанные пряди волос, беспокойные вспышки света, динамичные линии контуров и подвижные пятна цвета: синего, жёлтого и зелёного. Композиция и колорит картины призваны передать напряжённость и драматизм происходящего. Художник раскрывает нам истину парадоксальности веры Авраама, в ком сталкивается безграничная любовь к сыну с верой в Божье Слово и следование ему.
Большинству художников, обращавшихся к данному сюжету, казалось логичным изобразить искаженное ужасом лицо Исаака, отчаяние и растерянность Авраама. Рембрандт переосмысляет эту сцену по-своему. Он скрывает от зрителей лицо Исаака, изображая сына, покорного воле отца. Драма, происходящая в тишине, становится еще более пронзительной. На картине Рембрандта можно почувствовать огромную любовь и доверие Богу. Традиционный сюжет становится для Рембрандта испытанием его мастерства и человеческой зрелости, а тема жертвенности станет одной из важнейших в его творчестве. Важно то, что художник смог запечатлеть любовь в христианском понимании. Автор прекрасно изображает богословскую параллель между агнцем и Христом. Здесь ощущается не только воля Бога, но и Его любовь, выраженная ангельским порывом. Так рождается вера, преображающая человека.
Полотно Рембрандта - это вершина всех предыдущих попыток изобразить жертвоприношение Авраама. В этой картине почти состоялось разрешение ветхозаветного закона и преображение его в новозаветную любовь. Но полное разрешение всё-таки невозможно, поскольку оно произойдёт только с приходом Христа.
История создания.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет сразу несколько больших религиозных композиций: «Жертвоприношение Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», а также парадные портреты. В этот период художник находится на пике своей славы, его увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Но, в то же время, ему не чужды глубокие рассуждения на тему Библейского писания.
Особенный интерес к сюжету «Жертвоприношение Авраама» возникает у Рембрандта в то время, когда гармония в обществе оказалась нарушена, а система ценностей поколеблена. Обращаясь к ветхозаветному сюжету, художник обретал гораздо большую независимость (в отличие от работы с сюжетами Нового Завета), избирая, тем самым, совершенно оригинальную, свежую тему и интерпретируя ее на свой вкус и манер. Перед нами попытка передать что-то особенное, связанное с переживаниями самого художника, возникшее под влиянием своего времени.
Отношение автора к вере.
Библия была настольной книгой Рембрандта, а живопись стала для художника языком переосмысления библейских сюжетов. В них он находил не только тему для творчества, но и утешение для мятущейся души. Это может свидетельствовать о том, что религиозное чувство было не чуждо художнику. Лишь глубоко верующий человек может так пронзительно изобразить евангельский текст. Много позже, Ван Гог сказал о Рембрандте следующе: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать… Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке».
Биография.
Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель Золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 года, в семье зажиточного мельника. В 1620 году поступив в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.
1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 1630-х годов сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко с новаторским подходом к классическим сюжетам.
На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 году работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. Впоследствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саксия. С 1640-х годов Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 году он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 году художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669 гг.). Художник ушел из жизни 4 октября 1669 года, в Амстердаме.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.