Жертва Гедеона - Ливенс Ян

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Жертва Гедеона
Жертва Гедеона
Автор: Ливенс Ян
Местонахождение: Частная коллекция
Произведение: Жертва Гедеона
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век Голландской живописи, Барокко
Дата создания: 1650-е годы
Эпизод в Библии:

Описание произведения

О Гедеоне, пятом судье Израиля рассказывается в книге Судей. В то время, за идолопоклонство и нечестие народа, израильтяне находились в притеснении от мадианитян. Из года в год Ханаан подвергался их многочисленному нашествию. В продолжение семи лет вытаптывались поля, угонялся скот, расхищалось имущество. "И весьма обнищал Израиль" (Суд. 6:6).
Гедеон принадлежал колену Манассии и проживал в городе Офра. В Библии сказано, что отец Гедеона был язычником, служащим при святилище Ваала и Астарты. Однако, Господь, видящий сердце человека, призвал его сына на служение, послав Своего ангела. Осознавая свою немощь перед столь великой задачей, Гедеон попросил знамения, предлагая ангелу остаться под дубом и принять приготовленное им угощение. Когда Гедеон вернулся, то "сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его" (Суд. 6:20-21).
На своей картине" Жертва Гедеона" Ливенс изобразил момент, когда ангел прикасается жезлом к жертве и огонь поедает ее. Гедеона художник показал мужчиной средних лет без выдающихся физических данных, таким образом подчеркивая, что победа будет дарована Господом, а не завоевана талантом и мощью человеческой. Пятый судья Израиля одет в дорогую одежду белого цвета, расшитую золотыми цветами. Иносказательно расцветка говорит о чистоте души Гедеона и почившей на ней благодати Божией. Благоговение Гедеона перед своим призванием художник передал через коленопреклоненную позу с молитвенно воздетыми руками.
Стоящего рядом ангела живописец изобразил юношей в небрежно обвитом вокруг талии и переброшенном через плечо красном гиматии. Тонкой тростью он прикасается к верху каменного жертвенника и яркое пламя и искры вырываются из него. Происходящее укрывают ветви мощного раскидистого дуба, делая сцену по-домашнему уютной и интимной. Небольшой пейзаж, начинающийся за крылом ангела, скрывается в дали туманной дымкой.

История создания

Картина "Жертва Гедеона" написана Яном Ливенсом в пятидесятые годы семнадцатого столетия. С 1650–х годов Ливенс несколько раз переезжал из Амстердама в Гаагу, затем в Лейден, и под конец вернулся в Амстердам. Картины, написанные художником в этот период, признаются лучшими за всю карьеру. Они показывают отточенный годами живописный талант Ливенса, с помощью которого он мог отразить на своих полотнах мельчайшие нюансы человеческой жизни и раскрыть духовную глубину библейских сюжетов.

Отношение автора к вере

Нет данных, чтобы сказать, в семье какого вероисповедания родился Ян Ливенс. При этом стоит заметить, что Лейден в XVII веке это крупнейший центр кальвинистского образования в Европе и протестантское окружение не могло не сказаться на религиозных вкусах юного художника. С семнадцатилетнего возраста, Ливенс работал в одной мастерской и был очень дружен с Рембрандтом, о котором известно, что он сохранял верность католическому вероисповеданию. Некоторые биографы проводят прямую связь между принадлежностью Рембрандта к Католической Церкви и последующим разорением из-за отсутствия заказов. В 1640 году Ян Ливенс сочетался браком с девушкой так же католической веры.
Известность пришла к Ливенсу благодаря его работам на библейские темы. Анализируя его картины, биографы приходят к определенному мнению об отношении самого художника к вопросам веры. Над библейским сюжетом о «Воскрешение Лазаря» Рембрандт и Ливенс работали одновременно. Сравнивая эти произведения, картину Ливенса называют более сдержанной и менее яркой, в которойхудожник не развивает мысль до конца. И исследователи творчества живописца делают вывод, что он сдержанно относится к чуду, только намекая на него, что ему не хватает веры. Такую же характеристику получила картина "Распятие", написанная в 1631 году.

Биография

Ян Ливенс родился в 1607 году в Лейдене. Он был сыном вышивальщика-позументщика и, по сообщению биографов, закончил только начальную школу, начав в возрасте 8 лет обучение в художественной мастерской Йориса ван Схотена. В 1617 году Ливенс переехал в Амстердам, чтобы продолжить обучение у известного исторического живописца Питера Ластмана. Через два года, он уехал учиться в Утрехт, центр голландской "итальянской" живописной традиции. Несмотря на юный возраст, его работы были востребованы и высоко ценились.
С 1624 года 17-летний художник начинает независимую карьеру. В том же году в Лейден, после обучения в Амстердаме, вернулся Рембрандт. На чердаке в доме своего отца-мельника он устроил мастерскую и пригласил в нее Ливенса. Художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты. Они работали в схожей манере, часто повторяя сюжеты, или писали картины вместе. Позднее все эти работы были приписаны одному Рембрандту. Более того, сам Ливенс был определен в ученики Рембрандта на том простом основании, что был младше его на год. Но к тому времени, когда Рембрандт начал свое обучение, Ливенс был уже вполне сложившимся и весьма известным художником, так что вопрос о влиянии Рембрандта на творчество Ливенса представляется как минимум спорным. Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, одну из его картин даже повесив у себя дома над камином, неоднократно копировал его произведения. Оба они работали как графики. Ливенс пробовал себя, и весьма успешно, во всех видах изобразительного искусства. Особенно искусным мастером он был в портретах. Константин Хейгенс, знаток и ценитель живописи, секретарь принца Оранского, однажды, посетив студию в 1628 году, остался покровителем Ливенса на всю его жизнь.
В 1620-х годах Ливенс старался писать монументальные полотна, возможно, соревнуясь с фламандским мастером Питером Полом Рубенсом. Другие работы Ливенса – портреты в полроста созданы под влиянием «Утрехтских караваджистов».
Пути художников разошлись в 1631 году, когда Рембрандт уехал из Лейдена в Амстердам, а Ливенс – в Лондон. Для английского двора Ливенс написал несколько портретов но, к сожалению, ни один не сохранился. В 1635 году 28-летний Ливенс поселился в Антверпене, быстро завоевав популярность как художник. В 1640 году в Антверпене Ливенс женился на девушке католического вероисповедания. Обилие заказов позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, талантливым но менее успешным художникам.
В 1644 году финансовые трудности заставили Ливенса вернуться в Нидерланды. Он поселился в Амстердаме и быстро завоевал там популярность как одаренный живописец. Большинство работ этого периода – лучшие за всю его карьеру. Он декорировал апартаменты принца Оранского в Гааге, писал для королевского двора в Германии, в 1648 году создал большое аллегорическое полотно «Триумф мира» по случаю заключения перемирия между Нидерландами и Испанией. С 1650–х годов Ливенс несколько раз переезжал из Амстердама в Гаагу, затем в Лейден, и, наконец, вернулся в Амстердам.
Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, финансовое положение художника пошатнулось, с 1666 года оплата заказов уже не покрывала расходов. Постепенно разоряясь, Ливенс умер 4 июня 1674 года практически нищим, оставив детям настолько многочисленные долги, что они отказались от наследства. Десятилетия спустя известность художника постепенно угаснет, а его работы станут приписывать другим мастерам, в том числе его другу и коллеге Рембрандту.

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий