За приворотным зельем - Нестеров Михаил Васильевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
За приворотным зельем
За приворотным зельем
Автор: Нестеров Михаил Васильевич
Местонахождение: Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов
Произведение: За приворотным зельем
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Реализм, бытовой жанр
Дата создания: 1888 г.

Описание произведения.

В картине «За приворотным зельем» проявились особенности миросозерцания Нестерова, как в фольклорной трактовке персонажей, так в самом выборе сюжета, позволяющего раскрыть поэзию простонародных верований.

На фоне сильно осевшего сруба - безмолвная сцена между старцем-лесовиком и опечаленной девушкой в русском национальном наряде. Внешне статичная сцена полна внутреннего драматизма. Чувство покинутости, одиночества – главное в образе героини, но в ней не ощущается примиренности с такой судьбой. Нервное лицо, скорбный рот, стыдливо потупленный взор свидетельствуют о горьких сомнениях и душевной муке, ведь девушка стоит в шаге от греха, обращаясь за помощью к колдуну.

Внутренняя напряженность находит отклик в пейзаже: в тревожном мерцании темной воды, в чуткой настороженности леса, в дурманящем запахе болотных цветов и трав. Сложные цветовые нюансы, созданные Нестеровым, передают свет закатных сумерек и таинственный полумрак глухой чащи. Преобладание холодных темных тонов созвучно общему настроению полотна.

История создания.

Нестерова справедливо называют художником крестьянского поверья. В многообразии национального фольклора, у художника есть свой заветный источник: тема одинокой тоскующей женщины. Незримая драма покинутой души как поворотный пункт к истинной вере – вот что занимает живописца.

Картина «За приворотным зельем» написана в период окончательного формирования творческой индивидуальности мастера. Работа, поставленная на конкурсную выставку в Общество поощрения художеств, шла под девизом «Тоска-кручина» и определялась самим мастером как бытовой жанр. Художник настойчиво отстаивал этот девиз: «Девиз мой есть не что иное, как объяснение моей картины, и непонятен он тем, у кого воловьи шкуры и вместо сердца кусок штукатурки». Нестеров очень надеялся, что полотно получит 1-й приз и будет приобретено П.М.Третьяковым. Но этого не случилось.

Картина рождалась трудно, и первоначальный замысел претерпел значительную трансформацию. Сначала в воображении художника возникла сцена, напоминающая разговор Любаши с Бомелием из «Царской невесты» Мея. Со временем эта сцена представилась Нестерову совсем иначе: он избирает путь, подсказанный народной лирической поэзией, темами любовных заговоров. Существует мнение, что замысел картины родился у художника под влиянием трагических женских образов актрисы Марии Заньковецкой, портрет которой он писал в 1887 году. В заключительной версии произведения, внимание мастера концентрируется на связи пространства полотна с внутренней жизнью героев. Живописец усиливает сумрачность леса и как бы приближает сцену к зрителю. Тревожные закатные отблески и пугающая темнота лесной чащи усиливают ощущение приближающегося рокового шага, которого можно избежать - стоит лишь обратиться к истинной вере.

Отношение автора к вере.

Михаил Нестеров воспитывался в глубоко верующей семье. Сам художник всем сердцем принял христианские ценности и проповедовал их в своем творчестве. Особенно глубокое переосмысление православной веры произошло в душе Нестерова после трагической кончины любимой жены в 1886 году. Во многом эта утрата лишь укрепила художника в вере, заставила найти новые точки духовной опоры. Поэтизировавший русскую природу и старину, художник стал искать нравственный идеал в одухотворенной гармонии древнерусской жизни («Юность преподобного Сергия», «Святая Русь», росписи в Марфо-Мариинской обители и других храмах), пейзажах.

Был у Нестерова и явно выраженный талант иконописца, который особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве. Продолжая традиции древнерусской иконописи, Нестеров создал проникнутые поэзией, кротким и задумчивым религиозным чувством образы Спасителя, Пресвятой Богородицы и многих святых. В его росписях ощущается духовная красота традиций Святой Руси. Как истинный христианин, в своих политических взглядах художник стоял на твердых патриотических и монархических позициях. Всем сердцем Нестеров радел за развитие и процветание России, за пробуждение ее лучших умов от бездуховного забвения.

Биография.

Михаил Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе, в семье купца. Рисованием стал заниматься, учась в Уфимской гимназии. В 1876—1881 годах занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве и в натурном классе Академии художеств в Петербурге, у таких известных художников, как В.Г.Перов и И.Н.Крамской.

В 1885 году Нестеров создал полотно «Призвание Михаила Фёдоровича Романова», за которое получил звание свободного художника. Размеренное течение жизни нарушила смерть жены в 1886 году. Художник обратился к религиозной тематике. Он искал нравственный идеал в одухотворённой гармонии древнерусской жизни. Эти устремления выразились в картинах «Юность преподобного Сергия» (1889), «Святая Русь» (1916), росписи в Марфо-Мариинской обители (10-е годы XX века) и других храмах.

Нестеров был членом «Товарищества передвижных художественных выставок» и одним из членов–учредителей Союза русских художников.

В 1901 году он отправляется на Соловки, где посещает местный монастырь. Поездка вдохновила художника на новые картины, и вообще произвела на него большое впечатление. Михаил Нестеров был патриотически настроенным художником. В 1905 году он вступает в монархическую партию «Союз русского народа». С 1907 года проводились его персональные выставки, которые имели большой успех.

Когда грянула революция, живописцу было 55 лет. Михаил Васильевич был монархистом и революцию отверг. После «русской смуты» он продолжает писать картины, в основном на религиозные темы.

Постреволюционная печаль художника открыла нам Нестерова–портретиста. Последние годы жизни он занимался написание портретов. Героями его творчества стали деятели искусства и науки.

Судьба художника непроста. Лишившись жены, он все же смог воспитать дочь. К сожалению, в 1938 году дочь была отправлена в ссылку в Джамбул, а её муж был объявлен врагом народа и расстрелян.

Перед своей смертью Нестеров написал книгу «Давние дни». Эта книга носила характер сборника воспоминаний художника о своей жизни. Скончался Михаил Васильевич Нестеров в октябре 1942 года, в Москве.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий