Взятие Самсона под стражу - Антонис ван Дейк
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
На полотне ван Дейка изображена библейская сцена, описанная в книге Судей: «И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников» (Суд.16:19-21).
Первое, на что обращает свой взгляд зритель, -это могучая фигура Самсона. В соответствии с библейским повествованием, Самсон изображен могучим и крепким мужчиной с мощныммускулистым телом.Физически он кажется гораздо сильнее своих противников. При этом его поза и выражение лица выражают страшныемуки отчаяния. Ветхозаветный силач смотрит не на врагов, набросившихся, чтобы пленить его, а на Далилу, любимую женщину, которая его предала.
Златокудрая и пышнотелая Далила представлена возлежащей на ложе. Кажется, что в этот миг она осознает, что сотворила. Рука Далилы протянута к преданному возлюбленному в бессильной попытке вернуть его назад. За спиной Далилы в темном углу проступает фигура старухи, о которой нет речи в книге Судей, очевидно, это сводница устроившая встречу героя-израильтянина и красавицы-филистимлянки.
Контраст светотени, порывистость движений помогают прочувствовать весь трагизм происходящего.
История создания
«Взятие Самсона под стражу» - это картина, написанная ван Дейком в 1630 году в подражание своему учителю Питеру Паулю Рубенсу, создавшему одноименное полотно в 1609 году. В отличие от Рубенса, картина ван Дейка показывает Далилу потрясенной собственным предательством. В произведении также наличествует влияние Караваджо. Оно проявляется и в присущей искусству барокко контрастной светотени, и в особой экспрессивности персонажей. Палитра картины ван Дейка раскрывает влияние на художника творчества Тициана, с которым он познакомился во время пребывания в Италии. Ван Дейк заимствует у своего учителя одного из персонажей – старуху-сводницу, которая устроила встречу Самсона и филистимлянки Далилы. Вместе они с выражением ужаса ожидают неизбежного. Этот творческая находка – парное изображение, в котором герои предстают в контрастном противопоставлении – впоследствии станет у Ван Дейка одним из любимых приемов. В настоящее время картина экспонируется в Художественно-историческом музееВены.
Отношение автора к вере
Антонис ван Дейк родился в набожнойкупеческой семье. Мальчик был крещён 23 марта 1599 года. У Антониса было одиннадцать братьев и сестер, которые обучались языкам, истории и теологии. Некоторые из детей продолжили дело отца, но один из братьев стал священником, а несколько сестёр избрали монашеский путь.
Талант Антониса проявился рано, в четырнадцать лет он написал автопортрет, в настоящее время хранящийся в Академии изобразительных искусств в Вене. В лице подростка, изображенного на нём виден ум и по юному дерзкий вызов, говорящий о том, что Антонис осознает ответственность за данный Богом талант: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк.12:48).
Своим призванием ван Дейк считал портретную живопись. Интересуясь людьми, их внутренним миром, Антонис умел показать изящность и глубину, героизм и возвышенность личности модели.
По отзывам современников Ван Дейк был набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», однако позже женился на королевской фрейлине Мэри Рутвен.
Биография
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Конинкс. В десятилетнем возрасте он поступил в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.
С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, в которой он вместе с рядом молодых художников создал серию "Головы апостолов". К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств). В 1618—1620 годах ван Дейк написал цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов.
В феврале 1618 года художник был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Уже имея собственную мастерскую, мастер начал сотрудничать с Рубенсом, работая с 1618 по 1620 годы в качестве помощника в его мастерской. Рубенс называл девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников».
У Антониса рано проявился талант портретной живописи и создания произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Ван Дейк пишет множество полотен на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621) и т. д.
В конце 1620 — начале 1621 года художник некоторое время жил в Италии, в Генуе, где его творчество испытало влияние живописи Тициана. Ван Дейка приглашали для написания портретов при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах живописец жил и работал в Германии. В 1627 году он вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и особенно английское искусство. Ван Дейк признается лучшим и самым известным из учеников Рубенса, сумевшим соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи и артистизм Рубенса с собственной изящной и тонкой техникой письма. Художник написал более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Лондоне и был погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.
Автор текста: Ольга Северинова.