Всемирный потоп - Бруни Федор

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Всемирный потоп
Всемирный потоп
Автор: Бруни Федор
Местонахождение: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Произведение: Всемирный потоп
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Академизм
Дата создания: 1853 г.

Описание произведения

«Всемирный потоп» талантливого художника XIX столетия Федора Антоновича Бруни является частью его работы над росписью Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Сюжет заимствован мастером из ветхозаветной книги Бытия. В ней повествуется о гневе Божьем, который был излит в виде дождя с небес на людей за их греховность. Не прекращаясь 40 дней, дождь со временем затопил на земле всё живое. Так Господь наказал человечество за неповиновение Божьему слову.

Ф. А. Бруни воссоздал очень драматичную сцену. В его произведении мы видим несколько людских фигур, отчаянно пытающихся спастись от потопа. Слева в воде лежит молодая девушка, по всей видимости, она уже мертва либо находится без сознания. Рядом пытается ухватиться за камень мужчина, который практически утонул, однако, продолжает крепко сжимать в руке кошелёк. Справа ещё один персонаж пытается оттолкнуть от себя старика, цепляющегося за края одежды из последних сил. На скале в центре сидят несколько человек: старик с младенцем на руках, смирившись со своей долей; молодая женщина, закрывшая лицо от горя; две девушки заламывают и простирают руки в надежде, что Бог помилует их.

Преобладание серо-синих оттенков усиливает напряжение. Довершает картину покоящийся вдали ковчег, который сохранит семью праведного Ноя от неминуемой гибели. Так, посредством живописи, художник выразил не только масштаб бедствия, уничтожившего всё живое, но и людские пороки, за которые человечество понесло наказание.

История создания

Работу над росписью Исаакиевского собора, частью которой и является «Всемирный потоп», Фёдор Антонович Бруни начал в 1841 году. Находясь в Италии, он писал эскизы картин, впоследствии украшавших внутреннее убранство здания. К 1845 году художник привез картоны с эскизами в Санкт-Петербург и до 1853 года посвятил себя росписи храма.

«Всемирный потоп» находится в северо-западной части собора, на аттике. Ф. А. Бруни писал эту сцену, основываясь на седьмой главе книги Бытия: «… в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей…» (Быт.7:11-12).

Увидев выполненный углём картон к этой композиции, художник Н. Крамской был потрясён: «…У него взято всего три фигуры: старик с детьми <…> они спокойно, молча сидят на остатке скалы; видно, что голодные, отупелые – ждут своей участи. Кругом вода. Совсем ровная, простая, но страшная даль. Вот и всё…». Ф. А. Бруни сделал акцент на драматизме ветхозаветной истории и смог передать трагическую атмосферу этого печального события.

Отношение автора к вере

Фёдор Антонович Бруни родился в традиционной католической семье, однако в раннем детстве переехал из Италии в Россию. Весь его творческий путь неразрывно был связан с религиозной живописью. Преобладающее число его работ было создано для православных храмов. Значительное влияние на художника в своё время оказала итальянская школа, в частности, мастера эпохи Возрождения.

Полотна, выполненные Ф. А. Бруни на духовные сюжеты, являются глубокими не только по технике исполнения, но, в первую очередь, по содержанию, как, например, «Медный змий». Художнику очень тонко удавалось прочувствовать каждую библейскую историю и дать ей художественное выражение. На счету у живописца многочисленные работы для таких храмов, как Исаакиевский и Казанский соборы в Санкт-Петербурге, церковь Екатерининского дворца в Царском селе, Большая церковь Зимнего дворца, церковь Павловского кадетского корпуса и другие.

Биография

Будущий известный живописец Фёдор Антонович Бруни родился в семье итальянского художника и реставратора Антонио Бруни в 1799 году. В возрасте 8 лет мальчик переехал вместе с семьёй в Россию, где и получил русское имя (в Италии его звали Фиделио Джованни Бруни). Заметив у сына склонности к рисованию еще в раннем детстве, Антонио Бруни начал заниматься с ним. Уже позднее Федор Антонович поступил в воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, а затем в класс исторической живописи. По окончании учебы юноша уезжает в Италию для знакомства с работами итальянских художников.

В Италии Ф. А. Бруни копирует фрески Рафаэля и оттачивает свое мастерство, используя мифологические и библейские сюжеты. Одна из наиболее известных его картин того времени – «Смерть Камиллы, сестры Горация». Она принесла художнику известность и место в Римской академии художеств в 1824 г. Позднее, в 1836 г., Бруни возвращается в Россию и начинает преподавать в Академии художеств Санкт-Петербурга. Он плодотворно работает над религиозными сценами для Казанского и Исаакиевского соборов. В 1855 г. Фёдор Антонович занимает место ректора Академии художеств и спустя несколько лет создает эскизы для росписи Храма Христа Спасителя в Москве.

Художника не стало в 1875 году.

Его полотна и картоны с эскизами являются на сегодняшний день достоянием Государственной Третьяковской галереи, Эрмитажа и Государственного Русского музея.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий